» » Дойдут ли украинские танки до Москвы?

Дойдут ли украинские танки до Москвы?

Автор: admin 966  
Дойдут ли украинские танки до Москвы?
В начале февраля с.г. руководство «Укроборонпрома» заявило, что планирует в течение двух лет увеличить производство танков «Оплот» в 24 раза — с 5 до 120 единиц в год. Эта новость широко комментировалась в украинской прессе. Местные журналисты с энтузиазмом писали о том, что через несколько лет Украина будет обладать мощными современными танковыми войсками (по состоянию на 2012 год на вооружении украинской армии находилось 1667 устаревших танков Т-64 и некоторое количество более современных Т-72 и Т-84). В некоторых комментариях содержались прозрачные намеки на то, что танковая армада в скором времени сможет не только эффективно защищать собственно территорию Украины, но и совершать наступательные операции в районах далеко за ее пределами. Видимо, имелись в виду центральные районы европейской части России, вплоть до Москвы… Заявление руководства «Укроборонпрома» не прошло мимо внимания российских СМИ, которые скептически отозвались о технических характеристиках украинских танков и даже называли их "цинками". Как представляется, в оценке планов «Укроборонпрома» следует делать акцент не столько на тактико-технических данных танков «Оплот», сколько на общем состоянии танкостроения в этой стране. Украинская танковая промышленность, которая представлена в первую очередь Харьковским конструкторским бюро по машиностроению и Харьковским заводом транспортного машиностроения имени Малышева, неоднократно демонстрировала впечатляющие достижения. Завод был одним из лидеров советского танкостроения и выпускал почти все основные типы танков, находившихся на вооружении в СССР - Т-44, Т-54, Т-55, Т-64, Т-80,
Т-80У, Т-80УД. С заводом связано имя выдающегося конструктора танка
Т-34 М. И. Кошкина. В последние годы советского периода годовой выпуск танков достиг 800 единиц, в основном Т-80УД. Харьковское конструкторское бюро в начале 60-х годов разработало самый современный на тот период танк Т-64, а в 1995 году - лучший танк Украины Т-84. На его основе сконструирован танк «Оплот» и вариант этого танка, модернизированный под натовские стандарты, - «Ятаган». Но все это было в прошлом. Последние достижения украинских танкостроителей относятся ко второй половине 90-х годов, когда в Харькове еще сохранялись остатки промышленного потенциала советского периода. В июле 1996 года был подписан контракт с Пакистаном на поставку 320 танков Т-80УД, который был выполнен к концу 1999 года, т.е. завод производил тогда порядка 100—110 машин в год. Начавшееся в 90-е годы разрушение промышленного потенциала украинского танкостроения в конце концов привело к искомому результату. В своем рвении украинские «реформаторы» оборонной промышленности превзошли даже российских собратьев. Имущество завода активно распродавалось. Уникальные станки были демонтированы и сданы в металлолом. Территорию завода заняли многочисленные магазины, банки, коммерческие склады, увеселительные заведения. Численность работающих сократились в десятки раз. Коллектив распался: рабочие и инженеры ушли торговать на рынки, охранять магазины и банки, а многие спились от отчаяния и безработицы и ушли в мир иной. Во второй половине 2000-х годов завод перестал производить выплаты в Пенсионный фонд. Стали регулярными задержки выдачи заработной платы. В октябре 2013 года компания "Харьковоблэнерго" за неуплату отключила электричество заводу, а долги завода по зарплате превысили 4,2 млн. гривен. Вот таким образом завод имени Малышева и дошел до нынешнего состояния, когда годовое производство упало до 5 танков в год по сравнению с 800 в 1991 году. Плачевное состояние дел на бывшем флагмане советского танкостроения проявилось в ходе выполнения заключенного в конце 2009 года контракта на поставку в Ирак 420 БТР-4. С учетом ухода старых кадров в 2011 году был объявлен набор дополнительно 400 сотрудников, однако их низкая квалификация в сочетании с утратой традиций и культуры производства поставила выполнение контракта под угрозу. Были сорваны сроки поставки первой партии БТР, часть машин была возвращена в Украину для устранения дефектов, иракская сторона наложила на завод штрафные санкции. Та же история повторилась несколько позже. В сентябре 2011 года государственный концерн "Укрспецэкспорт" подписал контракт с правительством Таиланда о поставках 49 танков "Оплот". По сообщению представителя Минобороны Таиланда, первая партия должна была поступить в страну в мае 2013 года, а выполнение всего заказа предполагалось завершить до начала 2015 года.
На деле же первая партия из 5 машин прибыла в Таиланд только 6 февраля 2014 года, т.е. для выпуска 5 единиц техники заводу потребовалось почти 2 года! Последнее сообщение СМИ о ходе выполнения контракта датировано концом августа 2014 года, когда гендиректор завода Н.Белов сообщил прессе, что планирует до октября отправить вторую партию из 5 танков «Оплот» в Таиланд.
На дворе уже февраль 2015 года, но до сих пор отгрузка не состоялась, и неизвестно, когда же тайские вооруженные силы получат остальные 44 машины. Можно только догадываться, с какими сложностями столкнулся завод при выполнении заказа. Киевские власти спохватились только после начала боевых действий на Востоке Украины. В декабре 2014 года Генпрокуратура Украины провела расследование и установила, что только за период с декабря 2012 по август 2014 года должностные лица завода продали станки для производства бронетехники и комплектующие к ним на сумму более 2 млн. гривен, сфальсифицировав сведения о непригодности оборудования. Осенью 2014 года завод был переведен на трехсменный график работы, и предприятие даже удостоилось визита и похвалы П.Порошенко. «Сейчас вся страна помогает военным, но волонтеры не могут привезти (в районы боевых действий) танки и БТР, поэтому благодарю за ваш командный дух», - цитирует президента его пресс-служба. Конечно, восстановить производство даже на осколках той базы, которая осталась от советских времен, легче, чем начинать с нуля, но для этого необходимы несколько условий. Первое. Нужны значительные финансовые ресурсы. Большой вопрос: где их взять в нынешней кризисной ситуации, когда казна пуста, госбюджет сводится с огромным дефицитом, только «антитеррористическая операция» ежедневно съедает 5-10 млн. евро, иностранные, да и отечественные инвесторы бегут из страны, золотовалютные резервы сократились за год почти в 3 раза до катастрофически низкой величина – 6,4 млрд. долларов, правительству нечем оплачивать обязательства по внешним долгам, которые достигли 39 млрд. долларов и Украина стоит перед реальной угрозой дефолта. Даже завершение новых переговоров с МВФ, руководство которого обещает Украине кредит в объёме 17 млрд. долл., принципиально не меняет финансовую ситуацию в стране. Второе. Нужно оборудование, значительная часть которого является уникальной и не выпускается на Западе. Третье. Нужны кадры, причем не любые, а квалифицированные рабочие и ИТР. Для того, чтобы подготовить их требуется время и организация процесса обучения, включая создание учебной базы и набор преподавательского состава. Наконец, четвертое. Нужны руководители, способные восстановить производство и наладить ритмичный выпуск качественной продукции. Последнее условие – далеко не самое простое. Ведь «красных директоров» демократическое политическое руководство страны выдавило из промышленности еще в 90-е годы. Как ни прискорбно для киевских властей, но вряд ли в современной Украине можно найти организаторов тяжелой промышленности, подобных «железным наркомам» советского периода - В.А.Малышеву, Д.Ф.Устинову, Б.Л.Ванникову, А.И.Ефремову и другим. Они за год создавали с чистого листа новые отрасли промышленности и строили гиганты индустрии, которые до сих пор составляют экономическую мощь и Украины, и России. Тот же директор завода №173 (так харьковский танковый завод назывался в 30-е и 40-е годы прошлого века) Ю.Е.Максарев осенью 1941 года сумел в кратчайшие сроки эвакуировать оборудование и коллектив завода на Урал и за 3 месяца наладил там выпуск танков Т-34. Судя по публикациям в украинских СМИ, максимум, на что способны «капитаны» украинского бизнеса, - с помощью коррупционных связей и откатов приватизировать за бесценок то, что создано задолго до их рождения, взвинтить цены на продукцию через картельные сговоры, построить торговый центр и сдать площади в аренду, разработать хитрую схему уклонения от уплаты налогов и вывода прибыли в офшорные зоны. А вот построить новый завод, создать крупное производство тяжелого машиностроения у современных бизнесменов, - украинских ли, российских ли, - не получается. В этом контексте вспоминается анекдотичная история известного российского олигарха М.Прохорова. Во время предвыборной президентской кампании в 2011 году он провозгласил о начале «проекта века», пообещав построить крупный завод, который будет производить «народный Е-мобиль». Заявления олигарха были широко растиражированы подконтрольной крупному бизнесу сервильной российской прессой как свидетельство рождения отечественного предпринимателя нового типа, способного возглавить страну и повести ее к светлому будущему либерализма. Чем кончилась эта история, всем известно – пшиком. После невнятных объяснений относительно трудности реализации этой идеи и демонстрации четырех экземпляров «Е-мобилей» стоимостью 250 тыс. долларов каждый, собранных «на коленке» где-то в сарае на окраине Москвы, олигарх благополучно забыл о «проекте века». Еще раньше, в 1994 году, о своем «проекте века», - создании Автомобильного Всероссийского Альянса (АВВА) с целью строительства крупнейшего в России автозавода, - провозгласил тогдашний «генерал» российского бизнеса Б.А.Березовский. Эта история закончилась не так весело, как первая (во всяком случае, для некоторой части российских граждан): обобрав около миллиона доверчивых мелких «инвесторов», Борис Абрамович стремительно укатил с их деньгами в политическую эмиграцию. Вот поэтому мой ответ на вопрос, сформулированный в заголовке данной статьи, отрицательный. Даже если руководство «Укроборонпрома» и сумеет довести годовой выпуск танков до 120 единиц, скорее всего это произойдет не раньше, чем лет через 15, а танковая армада сможет доползти лишь до первого хутора в Ростовской области. Дальше же начнут глохнуть двигатели, рваться треки, клинить механизмы поворота башни и т.д. и т.п. Так что москвичи могут спать спокойно. Как бодливой корове Бог не дает рогов, так разрушителям он не дает таланта созидания.

Источник не указан
  
Social comments Cackle

Новости партнеров