Фото: Vytautas Kielaitis / Shutterstock.com
В Клайпеду прибыла первая партия сжиженного природного газа из США. Литовские политики назвали это событие вехой в истории энергетики, но засекретили цену американского СПГ. Соседи-поляки признают, что американский газ значительно дороже российского, а власти Литвы признают, что СПГ‑терминал в Клайпеде обходится дорого и снижения цены на газ потребителям ожидать не приходится. Американцы ставят на литовцах опыты, как на крысах: изучают, выдержат ли европейцы закупки американского газа втридорога ради подтверждения союзнических обязательств перед Соединенными Штатами.
В Клайпедский порт прибыл газовоз Clean Ocean, который доставил в Литву первый в странах Прибалтики и один из первых в Восточной Европе груз сжиженного природного газа из США. СПГ у американской компании Cheniere Marketing International по подписанному в июне договору приобрела компания Lietuvos dujų tiekimas.
Литовский официоз встретил событие фанфарами и литаврами, захлебываясь от восторга и вещая о новой стратегической победе Литвы. «Такие события стоят особой записи на страницах истории энергетики. Будучи важнейшим стратегическим партнером Литвы, США сегодня становятся и надежным поставщиком СПГ для всего региона. Таким образом, укрепляется не только партнерство, энергетическая независимость, но и интенсивная конкуренция, которая будет гарантировать еще лучшие цены на газ для потребителей Литвы и всего региона», — разливается соловьем министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас.
Его коллега, министр финансов Вилюс Шапока, тоже напирает на союзнические обязательства Литвы перед Соединенными Штатами и «снижение цен на газ» для конечного потребителя. «Пришедший сегодня в Литву первый груз СПГ из США — результат стратегии диверсификации поставки газа, проводимой группой Lietuvos energija. Последовательно оптимизируя поставку, компания Lietuvos energija смогла снизить цену на газ для жителей Литвы, и эта сделка, вне всяких сомнений, будет способствовать созданию еще большей стоимости для экономики страны, укрепит стратегическое партнерство и сотрудничество США и Литвы», — сказал Шапока.
Громом среди восторженных выступлений литовских министров прозвучало заявление их шефа, премьер-министра Литвы Саулюса Сквернялиса, сказавшего, что снижения цен на газ литовцам ожидать не приходится, потому что СПГ‑терминал в Клайпеде обходится Литве очень дорого.
«Предпосылок говорить о том, что цена на газ в Литве снизится, нет», — заявил Сквернялис. По его словам, «цену регулирует рынок», а Литва связана условиями содержания построенного в Клайпедском морском порту терминала СПГ. «У нас большие финансовые обязательства по содержанию терминала. Часть этих расходов лежит на конечных потребителях газа», — заявил литовский премьер.
Предыдущие несколько лет литовские власти стоически опровергали инсинуации «русской пропаганды», что СПГ‑терминал в Клайпеде для Литвы слишком дорогой. Видимо, теперь они решили, что память у общественности куриная, поэтому впредь можно объяснять ей высокие цены на газ большими расходами на содержание терминала.
Впрочем, у общественности, судя по мнению о ней литовских властей, нет не только памяти, но и логики. Три года в Сейме, правительстве и президентуре говорили, какой СПГ‑терминал выгодный проект, а теперь премьер-министр хочет просить денег в Брюсселе, чтобы облегчить лежащее на литовском бюджете бремя.
Сейчас, говорит Саулюс Сквернялис, правительство вместе с Латвией и Эстонией предпринимает шаги, чтобы объявить СПГ‑терминал региональным. В случае договоренностей, по словам главы правительства, «можно будет обратиться в Еврокомиссию за финансированием, что уменьшило бы цену газа на 5–7%». При этом партнеры, добавляет премьер, не спешат идти навстречу Вильнюсу.
Так какой же СПГ‑терминал после этого выгодный проект, если Литве для снижения цены на газ приходится просить новые дотации Евросоюза (от которых литовская экономика, конечно же, не зависит) и упрашивать соседей покупать продукцию СПГ‑терминала, а соседи три года отказываются, потому что не нашлось пока в Риге и Таллине дураков брать сжиженный газ по литовским ценам?
Цена американского газа — ключевой вопрос. Колотя себя в грудь и восторгаясь прогрессивностью Литвы, которая одной из первых в Европе переходит на американский СПГ, литовские функционеры молчат, как белорусские партизаны, как только речь заходит о цене. Конкретную цифру называть избегают и вертятся, будто ужи на сковородке, когда их о цене спрашивают. Максимум литовской транспарентности в вопросе о цене — крайне обтекаемая формулировка, что цена «вполне конкурентоспособна».
Однако литовских деятелей выдали с потрохами соседи-поляки, которые тоже купили у американцев сжиженный газ.
Польские власти открыто говорят, что американская энергетическая продукция стоит очень дорого и долго ее закупать по нынешней стоимости у Варшавы не получится.
«Мы будем, мы хотим, мы намерены импортировать газ из Соединенных Штатов с тем условием, что цена будет конкурентоспособна с той, что есть на газ от других поставщиков, таких как Катар или Россия. Пока газ из США значительно дороже. Однако если они предложат контракт, который сможет составить конкуренцию импорту газа из Катара или других регионов, мы можем рассмотреть его», — говорит министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский, утверждающий, что решения о долгосрочном контракте на импорт газа из США Варшава пока не приняла.
Хотя в июне этого года первый танкер с американским СПГ уже пришел в Польшу, поляки называют эту поставку «пилотным проектом» и об окончательном переходе на американский сжиженный газ предпочитают не говорить.
Поскольку американцы продают Польше и Литве один и тот же газ, надо полагать, что и цена на него для Польши и Литвы одна и та же. С чего бы Вашингтону делать для литовцев королевские скидки, если они их даже для поляков не делают?
Получается фантасмагорическая ситуация: польское правительство признаёт, что американский газ очень дорогой, литовское не признаёт, но предупреждает потребителей, что снижения цен на газ ожидать не приходится, и обдумывает, как выпросить деньги у Еврокомиссии на содержание СПГ‑терминала, потому что самим содержать слишком дорого. Латвия с Эстонией газ из Клайпеды закупать отказываются — опять же из-за дороговизны. Энергоэксперты в один голос говорят, что американский сжиженный газ будет стоить в полтора-два раза дороже российского трубопроводного.
Но Литва его всё равно закупает. Почему? Для ответа на этот вопрос надо вслушаться в заявления литовских министров, которые через предложение упоминают «стратегическое сотрудничество и партнерство Литвы» с ее самым главным союзником — Соединенными Штатами.
Американцы просто сделали Литве предложение, от которого она не может отказаться, и приказали ей покупать свой сжиженный газ; Литва, как положено покорному вассалу, плачет, но покупает.
В начале прошлого года Литва отказалась от закупок американского газа, причем с хамской формулировкой «из-за несоответствия литовским стандартам качества». Но тогда в Белом доме была мягкая и уступчивая администрация Барака Обамы, которому Даля Грибаускайте позволяла себе устраивать публичные демарши без всяких последствий для себя.
А вот с нынешней командой Дональда Трампа не забалуешь. Трамп с самого начала поставил вопрос ребром: хотите пользоваться американской военной защитой — платите деньги. Литва и платит — чем может.
Понятно, что на литовских копейках Трамп много для американского бюджета не заработает. Но и Литве есть чем послужить интересам Америки. Американцы используют литовцев в качестве лабораторных мышек: будут ставить на них опыты на выносливость.
А взвоет Литва или не взвоет, если мы вот такую цену на газ заломим? Если не взвоет, то можно заломить ее и Германии — уже не из чисто научного интереса, а чтобы настоящие деньги заработать.
Так что Литва нашла свою нишу в отношениях с самым главным союзником и стратегическим партнером — Соединенными Штатами. Это ниша подопытной крысы. Можно поздравить литовских политиков с таким достижением. Они долго к этому шли и всей своей внешней политикой именно такую роль заслужили.
Александр Носович