Стивен Содерберг снял «ответку» на собственных же «Друзей Оушена» — ещё один фильм про ограбление, только совсем не гламурный. Кадр из фильма «Удача Логана»
«Удача Логана» (Logan Lucky)
США, реж. Стивен Содерберг, в ролях: Ченнинг Татум, Адам Драйвер, Дэниэл Крэйг, Райли Кио, Сет МакФарлейн, Кэти Холмс, Хилари Суонк, Кэтрин Уотерстон, Дуайт Йоакам, Себастьян Стэн, Брайан Глисон, Джек Куэйд, Фарра Маккензи.
Сайт фильма
Логаны всегда были неудачниками. Младший брат, Клайд, потерял руку в Ираке, старший, Джимми, некогда был подававшим надежды спортсменом, а теперь вот уволен с работы из-за своей хромоты. В попытке преодолеть нависшее над ними «проклятие Логанов», они решают ограбить один из самых популярных автодромов в стране, причём не под покровом ночи, а во время крупнейшей гонки года.
Трейлер фильма «Удача Логана»
Режиссёр Стивен Содерберг так часто «уходит из кино» и так часто в него «возвращается», что все смешные шутки на эту тему уже давно, кажется, закончились. Но, по счастью, не у него самого: один из самых уважаемых американских авторов продолжает снимать не ради денег, а ради удовольствия, посмеиваясь как над самим собой, так и над снимающимися у него актёрами, а главное — над жанром фильма про ограбление, в котором он — один из ярчайших специалистов.
То, что происходит в его новой картине, в ней же самой получает определение «11 друзей Оушена на заправке» (так в новостях обзывают прокрученную Логанами аферу). Но даже без этой подсказки сравнение с популярной трилогией пришло бы на ум само собой — только здесь намеренно всё наоборот.
Кадр из фильма «Удача Логана»
Фильмы про банду Оушена — торжество гламура: самые красивые мужчины, самые красивые женщины, самые красивые места — всё настолько звёздно и пафосно, что порой даже приторно (хотя смотреть, конечно, интересно, и в целом — забавно).
На этот же раз Ченнинг Татум, признанный как-то секс-символом эпохи, обзавёлся не только хромотой, но и состарившей его бородой, Адам Драйвер выступил в роли угрюмого инвалида, а действующий Джеймс Бонд Дэниэл Крэйг щеголяет здесь не лицензией на убийство, а химической формулой бомбы из заменителя соли, мармелада и отбеливателя…
Да ещё два других брата — тупых деревенщины, да ещё простые американские зэки, устраивающие бунт с требованием закупить «Танец с драконами» и «Ветра зимы» (и начальнику тюрьмы приходится объяснять, что последняя книга пока что не издана, отчего сюжет сериала ушёл далеко вперёд)…
То есть, это вам не блестящий огнями Лас-Вегас, это кино из другой социальной прослойки (и когда в сюжет внезапно встревает побочная линия о гонщике — сразу чувствуется, насколько она тут лишняя, вставная, только всё тормозит).
Кадр из фильма «Удача Логана»
Показательна и женская половина актёрского ансамбля. Весомая роль, пожалуй, тут только у Райли Кио (которая в своём мини — само воплощение секса), но изредка появляются откуда-то выкопанные Кэти Холмс с Хилари Суонк, а также (всего пару раз) вполне себе актуальная звезда Кэтрин Уотерстон. Однако при всей красоте и при всём таланте этих актрис, у них вовсе нет того привычного нам «голливудского лоска», что мозолит глаза в иных блокбастерах. Они больше похожи на нормальных женщин, которые вполне могут скромно проживать где-то там в Западной Вирджинии или в Северной Каролине.
Немаловажно и то, что дочка главного героя хочет исполнить на конкурсе талантов популярный шлягер Рианны, но в последний момент передумывает и поёт любимую папину песню — в простом народном стиле кантри, разумеется. А на стадионе перед началом гонки патриотично звучит «Америка прекрасна», второй (неофициальный) гимн страны, где не видят большой разницы между шумной столицей и милой сердцу провинцией.
Кадр из фильма «Удача Логана»
«Удача Логана» — про людей, которым лишнего в жизни не надо. Была бы работа (у Клайда — собственный бар), была бы семья (Джимми переезжает вслед за бывшей женой в другой штат, чтобы быть всегда рядом с дочерью) — вот и ладненько. Им не нужны миллионы, чтобы ими разбрасываться, им нужно то немногое, чем обделила их жизнь. Тот факт, что ради достижения своей цели им приходится преступить закон, не делает их негодяями — и вот разве что в этом фильмы Содерберга, конечно, обладают некой родственной связью.
В новой своей работе маститый режиссёр столь же скромен, как и эта идея — он не притворяется, что снимает заведомый шедевр или безудержный коммерческий хит, но это (впрочем, как и всегда) определённо идёт картине на пользу. Она мила и очаровательна, а ограбление показано с массой сопутствующих деталей, которые сперва могут показаться непонятными, но потом — бац! — все в обязательно порядке срабатывают. «Очень продумано, — подводит в финале итог один из героев. — Ну, для Логана». И это — довольно приятная правда.
Кадр из фильма «Удача Логана»
Так что если и есть, к чему здесь придраться, так это только к названию: не очень понятно, зачем нам в 2017-м году второй «Логан», когда был уже первый — как будто в Америке фамилий звучных на всех не хватает.