Новый закон о санкциях США грозит перекрыть России жизненно важный канал финансирования для масштабного наращивания своей оборонной мощи, сообщили четыре источника, знакомые с ситуацией.
Власти РФ и руководители государственных банков – в первую очередь ПАО “Сбербанк” и ПАО “Банк ВТБ” – ищут возможности обойти эти ограничения или минимизировать связанные с ними риски, сообщили источники на условиях анонимности. По словам одного из них, предоставление финансирования одному из оборонных предприятий уже было задержано после введения новых санкций.
Эта ситуация показывает, что закон о санкциях, подписанный президентом США Дональдом Трампом в прошлом месяце, угрожает бизнесу в России сильнее, чем утверждал ранее Кремль. Главное нововведение закона в том, что он дает Конгрессу право запретить президенту США ослаблять санкции, а также позволяет распространить их на различные сектора – от металлургии и энергетики до оборонной промышленности.
‘Ничего нового’
Когда закон был принят, пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков сказал, что не видит в ограничениях “ничего нового”, однако позднее Москва потребовала от Вашингтона сократить две трети сотрудников в посольстве и консульствах США в РФ.
Одно из положений предусматривает возможность введения через 180 дней после вступления в силу закона дополнительных санкций за “значительные сделки” с российским военным сектором или разведкой. Возможные ограничения включают отключение от финансовой системы США и арест активов в этой стране.
Нормы закона привели к тому, что Сбербанк и ВТБ стали беспокоиться о том, что кредитование производителей оружия и военной техники может подвергнуть их новым санкциям и нанести ущерб бизнесу, сообщили источники. В отношении госбанков уже действует ряд ограничений, связанных с привлечением нового финансирования. Новое законодательство включает более обширные санкции, включая запрет на счета в банках США и доступ к валютному обмену.
В то время как финансирование оборонно-промышленного комплекса – очевидный приоритет Кремля, продолжая его, российские банки подвергаются санкционным рискам, и это “сложная ситуация”, сказал юрист Эдвард Кроланд, возглавляющий практику, связанную с санкциями и экспортом, в Steptoe & Johnson в Вашингтоне.
Среди обсуждаемых в правительстве вариантов выхода из ситуации – создание нового госбанка специально для ОПК или прямое финансирование предприятий из бюджета, сказали источники. Последнее может увеличить расходы и, возможно, программу заимствований.
‘Доходный бизнес’
Россия наращивает военную мощь максимальными темпами со времен холодной войны, потратив в общей сложности 20 триллионов рублей на новые самолеты, корабли, ракеты и другие вооружения. Существенная часть расходов идет через госбанки, которые дают кредиты компаниям ОПК, а затем правительство их погашает. На Сбербанк и ВТБ приходится около 90 процентов такого финансирования, и в прошлом году они предоставили через этот механизм кредиты на сумму около 197 миллиардов рублей ($3,4 миллиарда), свидетельствуют оценки Василия Зацепина, заведующего лабораторией военной экономики в Институте Гайдара.
“Для Сбербанка и ВТБ выход из доходного бизнеса по кредитованию ОПК будет ударом”, – сказал он.
Представители Министерства финансов, Сбербанка и ВТБ от комментариев отказались.
США еще не опубликовали правила применения новых санкций.
“Закон очень широкий и в некотором роде двусмысленный, что делает его соблюдение трудным как для российских компаний, так и для любых других”, – сказал Дэниэл Вальц, партнер Squire Patton Boggs в Вашингтоне. “Банки спрашивают себя, не лучше ли просто прекратить отношения со всеми, кто попал под санкции”, – добавил он.