Чего хотят добиться США, бесконечно обвиняя Россию в нарушении договора о ракетах малой и средней дальности, хотя ясно, что Москва эти нарушения ни в коем случае не признает? © Александр Улановский / Коллаж / Ridus
США и их союзники должны заставить Россию соблюдать Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (ДРСМД) 1987 года и не допустить ее лидерства в военной сфере, заявил в среду глава Комитета начальников штабов армии США генерал Джозеф Данфорд.
Вспомнили через 30 лет
Заявления по поводу якобы нарушения Россией ДРСМД раздаются в год 30-летия его подписания из Вашингтона едва ли не каждую неделю, Москва эти обвинения столь же периодически опровергает, говорит политолог Центра евроатлантических и оборонных исследований Константин Блохин.
«Эти обвинения стали постоянно звучать где-то с середины лета, когда четко обозначился период ухудшения российско-американских отношений. В Вашингтоне ищут, за какой бы повод ухватиться, чтобы лишний раз пнуть Россию», — объяснил он «Ридусу» мотивацию американского генерала. Повод, надо сказать, в самом деле удобный — потому что недоказуемый. Ракеты, вокруг которых идет спор, по своим ТТХ находятся в том сегменте, где их можно «втиснуть» в Договор, а можно посчитать его нарушающим. «Дело не в самих ракетах как таковых. Их характеристики известны обеим сторонам, спорить там не из-за чего. Дело в тексте договора об ограничении таких ракет. Он очень рамочный, и там содержатся такие формулировки, что их можно трактовать как в ту, так и в иную сторону. Это перетягивание каната между Москвой и Вашингтоном поэтому может длиться сколь-угодно долго», — объясняет Блохин.
Договор что дышло?
Дело в том, что Россия разрабатывает и испытывает ракету SSC-8 — это аналог крылатой ракеты «Калибр-НК». По данным западных источников, эти ракеты нарушают условия договра. ДРСМД налагает запрет на ракеты наземного базирования или баллистические ракеты наземного базирования с дальностью действия от 500 км до 5,5 тыс. км. Договор запрещает создавать ступени ракет средней и меньшей дальности, проводить их испытания или создавать для этого пусковые установки.
Москва же утверждает, что Договор не запрещает ей иметь на вооружении ракеты, подобные SSC-8. Кремль постоянно подчеркивает, что Россия соблюдает взятые на себя обязательства по ДРСМД.