Новый «Бегущий по лезвию» ставит, наконец, точку в одном из важнейших вопросов кинематографического наследия: кто такой есть Рик Декард — человек или репликант? Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»
«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049)
Великобритания — Канада — США, реж. Дени Вильнёв, в ролях: Райан Гослинг, Сильвия Хукс, Ана де Армас, Харрисон Форд, Робин Райт, Джаред Лето, Маккензи Дэвис, Дэйв Батиста. Сайт фильма
В Калифорнии 2049-го года репликант нового поколения охотится за старшими сородичами, и вопрос «Каково это, убивать своих же?» его не особо волнует: души у этой «кожаной куклы» нет, он и без неё (по мнению суровой начальницы) прекрасно обходится.
Но вот Кей натыкается на отголосок давних времён: оказывается, одной репликантке тридцать лет назад удалось каким-то чудом родить — и это тот факт, что может разом уничтожить всю сложившуюся систему. Если искусственные создания научатся размножаться, это поставит мир на грань революции, а потому бегущему по лезвию приказано быстро и тихо убрать все следы…
Трейлер фильма «Бегущий по лезвию 2049» Идея сделать нового «Бегущего по лезвию» — одновременно и одна из самых прекрасных, и одна из самых рискованных за последнее время. Известно, что оригинальный фильм Ридли Скотта в далёком 1982-м был принят до крайности плохо, его обругали и критики, и — в большинстве своём — зрители. Лишь спустя годы стало очевидно новаторство той картины, и негатив отодвинули в сторону, заменив его культовым статусом.
Понятно желание киношников при помощи появившихся технологий развивать выстроенный там мир, в котором ретро-нуар помещён в фантастическую оболочку. Но надо помнить, что по своей форме то кино было далеко от приключенческого, напротив: режиссёр тогда решительно воспротивился идти на уступки любым зрительским предпочтениям, разломал устоявшиеся границы жанров и задорого снял не увлекательный экшен, а философский трактат, в котором поднимались разнообразные вопросы мироздания и в том числе: так ли уж машина отличается от человека? Снимать продолжение иначе значило навлечь гнев фанатов, сердцевины потенциальной аудитории. Но работать в том же ключе — это подвергать опасности коммерческую судьбу предприятия, рискуя потерять неподготовленного зрителя. Продюсеры решились на второй вариант — создать произведение одновременно и высокобюджетное, и интеллектуальное, что в нынешнюю сложную для художников пору вызывает безусловное уважение.
Ролик фильма «Бегущий по лезвию 2049» Если предыдущие франшизы, возрождённые спустя долгие годы (про Джейсона Борна, Безумного Макса и Бриджит Джонс), были образцовыми примерами жанрового кино, то «Бегущий по лезвию 2049» по части медитативности ничуть не уступает оригиналу. И даже превосходит его в своём величественном занудстве. Это очень красивое и очень неспешное кино — оно идёт более двух с половиной часов и ровным счётом никуда не торопится. Здесь есть, конечно, кое-какие драки и даже убийства, но есть и долгие минуты сосредоточенной тишины, когда герой думает, куда-то молча идёт, что-то там для себя открывает…
В этом отношении Дени Вильнёв выступил достойным наследником раннего Ридли Скотта, и не его вина, что насмотревшаяся детективов публика догадывается об ответах сильно раньше появившегося в безцифровую эру героя.
Ролик фильма «Бегущий по лезвию 2049» Предполагать здесь сколько-нибудь серьёзную кассу — на фоне иных умопомрачительных аттракционов — дело, конечно, самоубийственное. И именно поэтому данному скучноватому фильму следует стоя поаплодировать: отдав на его создание кучу денег и выпуская его с завидной помпой, крупная студия тем самым лишний раз показывает, что есть ещё шанс, что кино как искусство не умерло. Не только коммерческий расчёт двигает современными мейджорами, но и желание какого-то развития — с перспективой некоего лучшего будущего. Безусловно, зрителя необходимо развивать. Не подстраиваться под его «низменный вкус», а тянуть за собой, вперёд, выше. Голливуд, как мы знаем, про это постоянно забывает. То и дело выходят, конечно, арт-хиты, картины фестивальные — а стало быть, относительно недорогие, обречённые на довольно скромную жизнь в прокате. Но всё реже и реже большие деньжищи «выкидываются» на то, что не вписывается в устоявшееся понятие «блокбастера», что сложнее по замыслу и труднее по восприятию.
Примером серьёзного автора, успешно работающего в мейнстриме, является в первую очередь Кристофер Нолан — но таких, как он, считанные единицы. Теперь к числу избранных толстосумы-инвесторы разрешили присоединиться канадцу Дени Вильнёву — поверив в то, что отдача от его работ обязательно будет. Если не прямо сейчас, то чуть позже. Это — долгосрочные вложения с верой в перспективу, то, о чём в Голливуде практически уже забыли. Но так же ведь случилось и с первым «Бегущим» — который был не принят сперва, но пророс корнями после.
Ролик фильма «Бегущий по лезвию 2049» Разумеется, в этом неожиданном — спустя 35 лет! — сиквеле немало отсылок к оригинальной картине, так что смотреть его в отрыве от первоисточника — себе же хуже делать, многое будет попросту непонятно. Среди прочего разрешается здесь и одна из важнейших загадок кинематографического наследия: кто есть Декард. Хотя сделано это так, что вполне можно предположить: объяснение удовлетворит немногих, дискуссия разгорится с новым жаром. Кстати, вот элементарный тест на то, брать ли вам билеты на этот сеанс: если вы не в курсе вопроса, что вам там делать?..
В целом, конечно, это фильм исключительно для фанатов — предыдущей серии, Ридли Скотта, Дени Вильнёва, Харрисона Форда, Райана Гослинга, научной фантастики, «Прибытия», «Интерстеллара» и всего прочего, что ещё может стоять в этом ряду. И это прекрасно — что для фанатов сегодня выпускают такое фанатское кино. И пусть даже кто-то в тишине и темноте кинозала заснёт — велика вероятность, что закинутое этой картиной «семечко» однажды прорастёт в душе неопытного зрителя необыкновенным цветком, после чего он будет выбирать для просмотра уже не одни только развлекательные ленты, но и нечто большее — для головы, для души, для сердца.
Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»