Долгожданный визит саудовского монарха в Москву показывает, что арабский мир старается отчалить от американского берега и если не причалить к российскому, то во всяком случае держаться фарватера. © Оксана Викторова/Коллаж/Ridus
Визит в Москву короля Саудовской Аравии Сальмана Бен Абдель Азиза Аль Сауда вызвал переполох в США (впрочем, тщательно скрываемый). Тревога Вашингтона вполне объяснима: мало ли о чем будут шушукаться российские лидеры с главным союзником американцев на Ближнем Востоке… И хотя США по-прежнему занимают главенствующее положение в Ближневосточном регионе, но региональные лидеры — это не только Саудовская Аравия — стараются подстраховаться и ищут запасные варианты, полагает директор Центра арабских исследований РУДН Ирина Айдрус.
«Со стороны Эр-Рияда это диверсификация внешних связей. Лучше этого определения просто не найти», — сказала она «Ридусу». Саудовский король — не первый ближневосточный лидер, который таким образом стремится избавиться от односторонней ориентации на США. Но Россия — не единственная страна, посредством которой ближневосточные монархи и президенты пытаются сойти с американоцентрической орбиты. Арабы с интересом смотрят и на Китай, который является «естественным» балансом американской гегемонии во всем мире — а значит, и на Ближнем Востоке. (К тому же Пекин упорно идет к реализации своей давней идеи — перевести часть нефтяного рынка на расчеты в юанях вместо долларов.) «У России прекрасные отношения, например, с ОАЭ, с Катаром, с Бахрейном. С Саудовской Аравией сложнее: мы с ними находимся по разные стороны в Сирии, а кроме того, им неприятны позитивные отношения Москвы с Тегераном, их главным противником в регионе. Поэтому у Москвы Эр-Рияд на очереди», — говорит эксперт. Диверсификация саудовской политики — это не только за чьи резолюции голосовать или не голосовать в ООН. Это еще и снижение зависимости арабских стран от нефтегазового сектора, в чем Россия выступает естественным единомышленником Сальмана Бен Абдель Азиза Аль Сауда. Кроме того, Москва и Эр-Рияд тесно сотрудничают в борьбе с террористическими организациями, совместно работают над решением йеменской и палестинской проблем.