5 октября президент РФ Владимир Путин и король Саудовской Аравии Сальман ибн Абдель-Азиз аль-Сауд договорились о закупке Эр-Риядом зенитных ракетных систем С-400 «Триумф». Об этом сообщил телеканал Al-Arabiya.
По данным газеты «Коммерсант», саудовские военные могут приобрести не менее четырех дивизионов «Триумфов» на сумму около $ 2 млрд. Впрочем, точные параметры сделки предстоит еще обсудить на заседании межправительственной комиссии по ВТС, которое должно состояться в конце октября.
Если стороны смогут в сжатые сроки согласовать условия сделки и подписать твердый контракт, то Саудовская Аравия станет третьей страной, на вооружении которой будут стоять С-400. Первым заказчиком этой системы стал Китай (контракт на четыре дивизиона подписан в сентябре 2014 года), вторым — Турция (соглашение на четыре дивизиона заключено в сентябре 2017 года).
Пекин начнет получать эти системы после 2018 года, Анкара — после 2019-го.
По итогам встречи глав государств гендиректор «Рособоронэкспорта» Александр Михеев и председатель совета директоров Саудовской военно-промышленной компании (Saudi Arabian Military Industries) Ахмад аль-Хатыб в присутствии Путина и аль-Сауда подписали контракт на организацию в королевстве производства автоматов Калашникова АК103 и патронов к ним, а также меморандум «о покупке и локализации производства продукции военного назначения».
В последнем документе речь идет о закупке и последующей локализации тяжелых огнеметных систем ТОС-1А, противотанковых ракетных комплексов «Корнет-ЭМ» и гранатометов АГС-30.
Планируется, что степень локализации у каждого оружия будет разная: например, в случае с «Корнетом» и АГС-30 саудовцы планируют освоить полный цикл сборки и производства, а с ТОС-1А — установить усовершенствованную пусковую установку под ракеты.
Пентагон уже выразил обеспокоенность интересом «ряда американских союзников» к приобретению С-400. Об этом заявила официальный представитель военного ведомства Мишель Балданза. Власти США считают, что важно сохранить «оперативную совместимость» между вооружением Вашингтона и союзников в регионе. Это поможет эффективно отражать общие угрозы, отметила Балданза.
Со своей стороны, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отказался приводить какие-либо подробности о поставках С-400 Эр-Рияду. Но заверил, что такое сотрудничество «не носит направленности против какой-то третьей страны» «Любые высказывания озабоченности мы считаем безосновательными», — добавил Песков.
Зачем мы вооружаем Саудовскую Аравию — страну, которая всегда считалась союзником США? Что взамен С-400 предложил Эр-Рияд Москве?
— Мы уже поставили Тегерану зенитные ракетные системы С-300, недавно объявлено, что Анкара внесла предоплату за С-400, а теперь очередь дошла и до Саудовской Аравии, — отмечает директор Исследовательского центра «Ближний Восток-Кавказ» Международного института новейших государств Станислав Тарасов. — Российский ВПК, бесспорно, от этих сделок заметно выиграл. С-400 — это сложный комплекс, и ввод его в эксплуатацию подразумевает и обучение офицеров, и учебные стрельбы, и последующую поставку запчастей. Все это ведет к расширению военно-технического сотрудничества с Саудовской Аравией.
«СП»: — Против кого Эр-Рияд намерен использовать российские С-400? Против Израиля или против Ирана?
— Вряд ли Израиль будет нападать на саудовцев. Что до Ирана, я считаю, объективно Эр-Рияд поддерживает усилия Тегерана на сирийском направлении. Именно на сирийском плацдарме возможен тактический союз Ирана и Саудовской Аравии.
Если же Москва предпримет посреднические усилия, она сможет сгладить противоречия между Эр-Риядом и Тегераном, и укрепить этот тактический союз.
В целом же, я считаю, покупка российских зенитных ракетных систем и Турцией, и теперь Саудовской Аравией — это сигнал США. Анкара и Эр-Рияд таким образом демонстрируют недовольство Вашингтоном.
«СП»: — В мае президент США Дональд Трамп побывал в Саудовской Аравии, которая стала первым пунктом в его дебютном зарубежном турне в качестве главы государства. Итогом визита стал крупнейший в истории США оборонный контракт, сумма которого составила почти $ 110 млрд, плюс заверения сторон в стратегическом партнерстве. Зачем сейчас аль-Сауд закупает оружие у Москвы?
— Каждая из сторон ведет здесь свою игру. И, как ни странно, каждая выигрывает. Россия выигрывает не только в том, что расширяет свой зарубежный оружейный рынок. Москва изменила расклад сил на Ближнем Востоке, благодаря чему она получила реальные шансы завершить победой сирийскую партию.
Под влиянием РФ свое отношение к Башару Асаду изменили турки, а теперь начинают менять и саудовцы. Анкара, кроме того, вошла в альянс с Тегераном на сирийском и катарском направлениях. В итоге американцы почувствовали, что проигрывают регион.
«СП»: — Какие ответные меры могут предпринять США?
— Штаты могут сыграть на обострение. 15 октября, напомню, в Конгрессе должен выступить Дональд Трамп, и объявить об отношении США к ядерной сделке с Ираном. Министр обороны США Джеймс Мэттис уже призвал американских законодателей придерживаться ядерного соглашения. А вот госсекретарь США Рекс Тиллерсон высказался менее определенно: признал, что после заключения ядерной сделки с Ираном ситуация в регионе не стала лучше.
Тиллерсон отметил, что соглашение с Ираном должно было устранить угрозу на Ближнем Востоке и стабилизировать отношения между странами. Но, подчеркнул госсекретарь, с тех пор, как ядерная сделка стала действовать, можно было увидеть что угодно, «только не мирный и стабильный регион».
В итоге 5 октября газета The Washington Post написала, что по данным ее источников Трамп все-таки преподнесет сюрприз и выйдет из сделки. Если так произойдет, это создаст дополнительные зоны напряженности на Ближнем Востоке.
«СП»: — России на руку такое развитие событий?
— Ключевые участники этой шахматной игры — партнеры США в регионе — начинают дистанцироваться от Вашингтона в сторону России. Думаю, антииранская кампания Трампа не получит поддержки в Анкаре и Эр-Рияде. А это означает, что попытка Дональда Трампа сколотить антииранскую коалицию полностью провалилась.
И турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган, и саудовский король Сальман ибн Абдель-Азиз аль-Сауд понимают: именно с Путиным, а не с Трампом, можно выстраивать сотрудничество, поскольку российский лидер не станет разыгрывать за спиной турецкую и саудовскую карты с теми же США или ЕС.
В результате, сегодня на Ближнем Востоке формируется новая система отношений. В ее рамках РФ становится крупным игроком в регионе, а Америка терпит полный провал.