Москва и Токио подведут юридическую базу уже под конкретные проекты.
Реализация совместной хозяйственной деятельности России и Японии на Курильских островах должна начаться с отбора бизнесменами двух стран конкретных проектов. И только потом стороны подведут под них юридическую базу, рассказали «Известиям» дипломатические источники, близкие к переговорному процессу. Ранее в Токио настаивали на том, чтобы сначала зафиксировать четкие правовые рамки (а Япония по-прежнему считает Курилы своими территориями) и лишь затем договариваться о контрактах. Первые проекты должны быть определены по итогам визита японцев на Курильские острова в конце октября.
Официальный Токио, считающий острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группу более мелких островков Хабомаи «исконными японскими территориями», неизменно выступал за то, чтобы любая экономическая деятельность на островах за счет японских инвесторов подпадала под японскую правовую юрисдикцию. Москва исходит из того, что это российская территория и, соответственно, законы на ней действуют только российские.
Договоренность о ведении совместной хозяйственной деятельности на южных Курильских островах была достигнута президентом России Владимиром Путиным и премьером Японии Синдзо Абэ в декабре 2016 года. С тех пор одним из главных препятствий на пути ее реализации оставался вопрос о правовом статусе всех будущих проектов. Но сейчас наметились некоторые подвижки.
— До того как будет подготовлена технико-экономическое обоснование каждого проекта, говорить о том, какие юридические формальности должны быть решены, рано. Здесь мы четко говорим японцам — не сначала юридические рамки, а потом проекты, а наоборот: сначала проекты, объемы, технические параметры, и только после этого эксперты-юристы с обеих сторон садятся и согласовывают все правовые детали, — рассказал «Известиям» дипломатический источник, имеющий непосредственное отношение к переговорному процессу о совместной хозяйственной деятельности на Курилах.
По его словам, «у японцев уже нет такого сопротивления» в отношении этой схемы, поскольку Москва и Токио договорились: любые форматы будущих совместных проектов не будут использоваться ни одной из сторон как аргумент в обсуждении мирного договора. Напомним, что между Россией и Японией не заключен полноценный мирный договор по итогам Второй мировой войны и главный предмет дискуссий — курильский вопрос.
Японский МИД на запрос «Известий» относительно подвижек в переговорах по совместному освоению Курил оперативного ответа не предоставил.
Первые конкретные проекты, как ожидаются, будут определены по итогам второй поездки японской бизнес-делегации на острова. Как отметил еще один собеседник «Известий» в российских дипломатических кругах, она намечена на конец октября. Первый визит состоялся в конце июня — начале июля.
Пока известно, что все будущие проекты будут идти по пяти направлениям: туризм, ветряная энергетика, выращивание тепличных овощей, рыболовство и утилизация мусора. Именно эти сферы были согласованы лидерами двух стран в ходе встречи во Владивостоке в начале сентября.
После того как с проектами определятся потенциальные участники, их детальной проработкой, по данным «Известий», займутся две рабочие группы (об их создании 17 августа в Москве договорились заместители министров иностранных дел России и Японии Игорь Моргулов и Такэо Акиба). Одна из них отвечает за содержательную сторону проектов, вторая — разработает «пути облегчения юридических формальностей для реализации этих проектов».
Один из таких форматов японской стороне уже предложен — территория опережающего развития (ТОР) «Курилы», постановление о создании которой было подписано в августе. Это очень удобное окно для осуществления совместных проектов с Токио, отметили собеседники «Известий». При этом в Москве не скрывают, что ждать вечно Россия не будет.
— ТОР «Курилы» предполагает значительные льготы, которыми вполне могут заинтересоваться инвесторы и из других государств. И если японцы будут бесконечно медлить, мы не будем медлить с тем, чтобы приглашать других инвесторов, — сказал собеседник «Известий» в российских дипломатических кругах.
Из каких именно стран могут появиться эти инвесторы, можно предположить. Так, 80% инвестиций в проекты на российском Дальнем Востоке идут из Китая. Это на Восточном экономическом форуме отметил Владимир Путин, вручая медаль дружбы китайскому вице-премьеру Ван Яну. Синцзо Абэ в тот момент находился с российским лидером на одной сцене.