Фото: Sergey Kamshylin / shutterstock.com
Последние недели стали для украинской политики на европейском направлении временем сплошных потерь. Отношения Киева с ЕС находятся в точке замерзания. Что же касается России, из Европы начинают поступать обнадёживающие сигналы. Можно ли говорить о смене курса ЕС?
Нет, нельзя. Пока что сменился только галс. Напомню, что, двигаясь против ветра, парусные корабли лавировали, шли галсами – под углом ко встречному ветру, но всегда имея в виду конечную цель и удерживая направление на неё.
Оценивая неприкрытую травлю Украины и лично Порошенко на последней сессии ПАСЕ, которая к тому же решила, что пора снять с России политические санкции и полностью восстановить делегацию России в правах, я уже писал, что дело здесь не в том, что Европа осознала правоту России, а в том, что ЕС стала понятна бесполезность Украины разваливающейся буквально на глазах.
Об этом же свидетельствует и венгерская поддержка закарпатского сепаратизма. Закон, ограничивающий использование языков национальных меньшинств в образовании был лишь поводом, к тому же Киев был готов на уступки (в конце концов закон был направлен против русской общины Украины, остальные национальные меньшинства попали под раздачу случайно – авторы закона оказались недостаточно образованны и квалифицированы).
Тем не менее, Венгрия сразу же заняла жёсткую позицию, не оставляющую места не только для компромисса, но даже для полной сдачи Украиной своей позиции. Будапешт практически сразу же инициировал активизацию венгерского сепаратизма в Закарпатье и прямо заявил о своей готовности поддержать «самоопределение» региона.
Нетрудно заметит неадекватность реакции на закон, последствия применения которого ещё не наступили, время для его исправления есть и готовность Киева к компромиссу тоже заявлена (хоть, возможно, и неуклюже). Но в том-то и дело, что Венгрия не на закон реагирует, а используя его как повод, заявляет свои права на кусок украинской территории в преддверии того, что украинское государство вот-вот исчезнет.
Опасность развала страны видят и на Украине. Полгода назад Тарута заявил, что если сущность режима и содержание политики не изменятся, то Украина распадётся «ещё до 2018 года». Две недели назад бывший министр экономики Украины и патентованный реформатор Лановой сообщил: «Мы идём к дефолту. Это не прогноз, а констатация факта». Неделю назад бывший президент Кравчук внезапно проникся доселе чуждой ему идеей федерализации, утверждая, что только она может сохранить Украину. Кравчук всегда опаздывает со своими «прозрениями». В настоящее время проще верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем спасти украинскую государственность (хоть бы даже и чудом).
Как видим, специалисты во всех сферах, в олигархическом бизнесе, в экономике, в государственном управлении констатируют полный провал на всех ключевых направлениях государственного строительства: финансовом, экономическом и административно-политическом. Вчера наиболее продвинутый из нацистских фюреров и фюрерков на Украине – основатель и лидер полка «Азов» и всех аффилированных с ним структур Андрей Билецкий также заявил, что по его ощущениям украинская государственность никогда не была так близка к краху, как сейчас. Он сравнил ситуацию с весной 2014 года, когда путчисты были не уверены в своей окончательной победе и некоторое время казалось, что разворачивавшееся на Юго-Востоке сопротивление, развернёт ситуацию вспять. Но тогда у наци была надежда. Сейчас они в основном переживают разочарование от несбывшихся надежд.
Политическая, экономическая, финансовая ситуация в стране находится за пределами возможностей исправления. Моральный дух нацистов – основной ударной силы, на штыках которой держится нынешний репрессивный режим, хоть окончательно и не сломлен, но серьёзно подорван. В Киеве олигархи и ведущие политики начали реализацию плана отстранения Порошенко от власти. Ползучий переворот перешёл в активную фазу. Они ещё не победили, но Порошенко уже проиграл. Если ему каким-то чудом удастся подавить нынешний мятеж, его власть всё равно будет серьёзно ослаблена, а следующая (более жёсткая) попытка переворота будет предпринята в течение двух-трёх месяцев.
Власть расколота, политическая элита расколота, даже в рядах нацистских боевиков отсутствует единство. Несмотря на централизаторские тенденции, которые умело оседлал Билецкий и несколько коряво Тягныбок, помимо больших системных банд всё ещё существуют средние и мелкие бандочки, общей численностью не уступающие тем, лидеры которых претендуют на роль всеукраинского фюрера. Нет лидера, опирающегося на достаточную базу поддержки и способного взять на себя ответственность за жёсткие меры по наведению порядка.
Значит, вне зависимости от того, кто на каждом очередном этапе будет побеждать в междоусобной борьбе, режим обречён. Поскольку же действующий режим является последней системной политической силой, объединяющей государство, то и государство обречено (как организованная сила, а не как кем-то населённая территория).
Европейцы и американцы это прекрасно понимают и ложатся на другой галс, обходя тонущую посудину украинства, чтобы она не задела и не нанесла повреждения их прекрасным кораблям. Но это вовсе не значит, что ЕС и тем более США, поменяют свой курс, изменят свою стратегию на российском направлении.
США на это не могут пойти в принципе. Мощная самостоятельная Россия, как связующее звено между европейским и азиатским рынками, разрушает всю многовековую отлаженную англо-американскую экономическую стратегию, построенную на доминировании морской торговли, а соответственно и монополизировавшей эту торговлю «владычицы морей», хоть в её английском, хоть в американском обличьях.
Европе необходима пауза в конфронтации, Европе даже необходимо улучшение отношений с Россией, для выхода из охватившего ЕС и постоянно прогрессирующего экономического кризиса. Но Европа тысячей нитей связана с США. Традиция и преемственность политики – не пустые слова, это – сотни тысяч чиновников, дипломатов, военных, обученных мыслить в рамках определённой матрицы, в которой Россия всегда враг, даже если ситуативно является союзником. Часть европейских элит пытается сломать (пересмотреть) эту традицию. Но такие вещи не делаются ни за день, ни за год.
Поэтому пока что США готовы только временно перенести центр тяжести своих операций с постсоветского пространства в другие (более важные стратегически) регионы планеты. Но эти операции всё равно объективно будут направлены против российских интересов (не столь очевидно и не прямо, но будут). ЕС же готов к полноценному перемирию. Но перемирие, даже длительное – временное явление, после которого надо либо заключать полноценный мир, либо продолжать войну. Заключить мир на компромиссных, равноправных условиях ни США, ни ЕС пока не готовы. Войну они тоже, правда, не очень хотят продолжать, но она выбирается автоматически, если отвергается опция мир.
В общем, один (не самый лучший) корабль вражеской эскадры идёт ко дну. Остальные впрочем тоже не в полном порядке: где-то сильная течь, где-то начинается цинга, где-то команда склонна к бунту. Но пока что эскадра послушна адмиралу и представляет из себя нешуточную опасность, следуя неизменным курсом на сближение с нами.
Идущие сегодня глобальные процессы неизбежно приведут к распаду американо-европейского единства. Но этот счастливый день наступит явно не скоро. Сегодня же мы можем лишь всеми силами содействовать углублению противоречий и обострению отношений между евроатлантическими союзниками, предлагая им лучшие условия сотрудничества с нами, чем действуют у них между собой.
Ростислав Ищенко