Участие российской подводной лодки «Краснодар» в сирийской операции показало преимущества неатомного флота перед дорогостоящими американскими субмаринами. Газета The Wall Street Journal призвала военное руководство США задуматься о создании собственного парка неядерных подлодок в рамках предстоящего увеличения военно-морского флота до 355 кораблей и существенно удешевить их производство.
Поводом к медийному пересмотру подводной доктрины США стал успех российской дизель-электрической субмарины класса «Варшавянка» в Средиземном море. В действительности, она доставила немало хлопот странам НАТО сразу же после выхода из Балтийского моря. Трехмесячная игра в «кошки-мышки» потребовала посменного участия американских союзников по НАТО и применения многочисленных методов для отслеживания российской подлодки-невидимки.
ДЭПЛ «Краснодар» вышла в поход весной с официально заявленной целью учений у берегов Ливии. Однако после того как субмарина достигла побережья этой североафриканской страны, она, по словам Джулиана Э. Барнса, «абсолютно незаметно погрузилась под воду» и в конце мая произвела пуски ракет по террористам из акватории Сирии. На пути всего следованию российскую подлодку отслеживали ВМС Голландии, Великобритании, США и Франции.
Таким образом, американцам при самой лучшей в мире противолодочной обороне пришлось задействовать четыре флота, чтобы отследить маршрут всего одной российской подлодки. Столь пристальное внимание к российским маневрам в восточной акватории Средиземного моря, в действительности, было вызвано запуском в начале июня новой американской морской линии поставок оружия джихадистам через Саудовскую Аравию – ролкера Liberty Passion из итальянской базы Camp Darby. Как выразился один чиновник из США, «одна небольшая подводная лодка способна угрожать крупному капиталу, как авианосец».
Вместе с тем эта история поставила на повестку дня и вопрос оптимизации коммерческих затрат на модернизацию американского флота. Одна атомная субмарина США стоимостью 2,7 млрд долларов тождественна четырем японским ДЭПЛ Soryu или семи российским ДЭПЛ «Краснодар». Издание The National Interest призвало Пентагон дополнить атомный подводный флот США обычными субмаринами.
В последний раз американский флот заказывал дизель-электрические подводные лодки ещё в 1950-е годы, с эксплуатации они сняты, начиная с 1990 года. Тем не менее, в последнее время идея создания условно оснащенных подводных лодок в Америке находится на слуху. В частности, аналитический центр MITRE Corporation рекомендовал в этом году включить в план развития военно-морских сил до 2030 года обычные субмарины.
Однако официальные лица ВМС США отреклись от этого предложения, заявив, что обычные подводные лодки имеют серьезные «географические, материально-технические и имущественные недостатки». Таким образом, пока в США сохраняется монополия на атомный подводный флот. Тем не менее, военно-морской дипломат Джеймс Холмс сумел привести убедительные аргументы в свете предстоящего увеличения контингента военно-морских судов.
Дизель-электрические подводные лодки идеально подходят для мелководья и закрытых морских районов, таких как Персидский залив или Южно-Китайское море. Атомные подводные лодки необходимы для продолжительных миссий глубокого погружения, в то время как ДЭПЛ позволили бы экономить их расход на решении локальных задач, например, в акватории Японских островов. К тому же сегодня обычные подлодки уже не такие уязвимые, как раньше. Их двигатели стали воздухонезависимыми, что позволяет им подниматься на поверхность не более двух раз в месяц.