Проезд по автотрассам в России все больше становится роскошью. И число платных дорог в стране будет только увеличиваться. Как минимум, следующие 93 года. © Оксана Викторова/Коллаж/Ridus
Со вторника еще два участка автодороги Москва — Санкт-Петербург (с 208-го километра по 258-й в Тверской области и с 334-го километра по 543-й в Новгородской области) становятся платными. Премьер-министр Дмитрий Медведев установил два новых платных участка на трассе М-11 сроком до 2110 года. Объехать их можно будет по дороге М-10 («Россия»). М-11 должна вступить в строй в 2018 году. Аналитики уже указывали на то, что стоимость проезда по ее платным участкам не лезет ни в какие ворота, поэтому магистраль рискует работать в режиме постоянного недогруза.
Нам любые дороги дороги
Уходящие в 22-й век сроки постановления, подписанного Медведевым, носят чисто формальный характер, потому что «сроком на 93 года» фактически означает «навечно», объясняет директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин. «Нет в правовом поле такого понятия — навсегда, поэтому берутся какие-то запредельно далекие даты, до которых заведомо не доживет никто из участников соглашения. А в данном случае, всем имеющим отношение к проекту М-11 хорошо известно, что уже в ближайшие годы сама концепция платных автодорог в России претерпит кардинальные изменения», — сказал он «Ридусу». Хотя дорогу М-11 критикуют за чрезвычайную дороговизну тарифов за проезд (стоимость проезда там достигает для легкового автотранспорта и мотоциклов 450 рублей), эти цифры не взяты с потолка, подчеркивает эксперт. «Концессионеры определяют тариф, двигая условный бегунок по шкале поиска максимальной прибыли, ища точку равновесия. На одном ее конце — проезд бесплатный и трафик 1000 автомобилей в час. На другом — проезд стоит 1000 рублей, где трафик будет 0 автомобилей. Значит, концессионеры М-11 нашли точку баланса именно на том тарифе, который и обозначен сейчас», — поясняет он механизм формирования «подорожной» в Северо-Западной концессионной компании. Однако при любых раскладах подобный способ получения прибыли выглядит сейчас уже архаичным, подчеркивает Блинкин. Во многих странах постепенно отказываются от взымания оплаты на турникетах, и Россия не намерена отставать по этой части. «В Минтрансе сейчас активно обсуждают схему, при которой в стране будет введен своего рода всеобщий „Платон“ — когда все автомобилисты, и коммерческие, и частные будут платить не за проезд по конкретной трассе, а как единый налог, раз в году. По этой схеме, все дороги России будут тарифицироваться исходя из качества покрытия, придорожной инфраструктуры, географического региона и т. д. И автовладелец будет платить итоговый налог по той „дорожной корзине“, какую он за год наездил», — рассказывает эксперт. Чтобы ввести такую схему было возможно, каждый автовладелец будет обязан снабдить свое ТС специальным устройством, которое будет в автоматическом режиме передавать информацию о его местонахождении и автоматически же рассчитывать налог, в зависимости оттого, какую часть своих, например, 50-ти тысяч километров в год машина прокаталась по Садовому кольцу («наценочная категория» 100 баллов), а какую — по дороге «Старый Н-ск — Новые Васюки» (категория 0 баллов). В том числе и для этого все новые автомобили в России будут снабжаться GPS-ГЛОНАС навигаторами еще на сборочном конвейере.
Правила справедливого движения
Тенденция к тому, чтобы сделать если не все вообще, то все более-менее проходимые автодороги платными, является неизбежной, говорит главный редактор журнала «Автопанорама» Андрей Безверхов. «Перечень платных дорог будет расширяться просто потому, что иных источников финансирования современной дорожной инфраструктуры просто нет. С другой стороны, невозможно вводить платные дороги в тех регионах, где у людей нет денег на такие траты. Я понимаю, что выхожу сейчас за рамки чисто экономических категорий, но взимание платы за проезд по автодорогам — вещь социально несправедливая. Ведь платные трассы привязываются своими концами к богатым городам. Но это же дороги федеральные! Возьмем платную трассу „Дон“, к примеру. Но она соединяет не только Москву и Сочи, по ней ездят люди и из Воронежа в Тулу. Почему же жители менее богатых регионов должны платить на равных с москвичами?» — сказал он «Ридусу». Несправедливость взимания платы за проезд по нынешней схеме состоит еще и в том, что владельцы разных по стоимости автомашин платят одинаково, только за километраж, проезжай ты его хоть на антикварной «шестерке», хоть на новеньком «Солярисе». Более справедливой опцией является оплата не конкретных участков дорог, а взимание единого налога со всех участников движения в зависимости от объема двигателя, марки автомашины и прочих индивидуальных факторов, считает эксперт. «Идею заменить платные дороги повышенным акцизом на бензин постоянно витает в воздухе. Чем ты больше ездишь и больше амортизируешь дороги, вредишь экологии, тем ты больше платишь, это справедливо. Последний раз ее обсуждали в Госдуме этой осенью. Но депутаты от этой идеи отказались — потому что выяснилось, что никаким повышением акцизов не компенсировать выпадающие 140 млрд рублей, которые поступают в бюджет от платных дорог и транспортного налога», — говорит Безверхов.