Титан русской социальной живописи Илья Репин в свою бытность в Париже очень увлекался импрессионизмом, близко дружил с Мане, писал парижские сценки в импрессионистическом ключе, за что даже получил наезд от своего коллеги Крамского.
Но французские импрессионисты его не приняли, упрекая Репина в "непонимании красоты".
Русский маестро был уязвлен, и решил заткнуть рот французам, написав огромное (3,2×2,3 м) полотно, где он смог показать свое виртуозное владение импрессионистическими приемами.
Сюжет картины был выбран исконно русский - новгородская былина о Садко, выбирающем себе невесту.
Перед русским купцом проходит череда заморских разряженных красавиц, но сам Садко смотрит на одну единственную - русскую девушку в крестьянской одежде, которая не вошла в нарядный кортеж и стоит поодаль, в левом верхнем углу картины.
В ходе этой длительной работы художник потерял к ней интерес, тем более, что долго не мог найти заказчика, которым позже стал великий князь Александр, будущий Александр III.
В этом полотне выполнена импрессионистическая программа - показать воздействие среды на состояние лиц и предметов.
Пронизанное светом морское дно Репин писал на натуре, в огромном парижском аквариуме.
Картина была выставлена в парижском салоне в 1876, но успеха не имела.
Однако в России, благодаря ей, Репин обрел признание и получил звание академика.