"Став министром торговли, Уилбур Л. Росс-младший сохранил активы в судоходной компании, контрольный пакет акций которой когда-то ему принадлежал, имеющей значительные деловые связи с российским олигархом, находящимся под американскими санкциями, и зятем президента Владимира Путина, согласно недавно опубликованным документам", - пишет The New York Times.
"Грузоотправитель Navigator Holdings зарабатывает миллионы долларов ежегодно, перевозя газ для одного из своих главных клиентов, гигантской российской энергетической компании "Сибур", в число владельцев которой входят этот олигарх и член семьи Путина", - уточняют авторы статьи Майк Макинтайр, Саша Чавкин и Марта М. Хэмилтон. Несмотря на продажу многих других активов с целью стать членом администрации Трампа, Росс сохранил инвестиции в Navigator, расширившем свои деловые отношения с "Сибуром", несмотря на западные санкции против российского энергетического сектора.
"Доля Росса в Navigator принадлежала сети компаний на Каймановых островах, одном из нескольких налоговых убежищ, в которых большая часть его состояния, оцениваемого в более чем 2 млрд долларов, связана с аналогичными объектами инвестиций. Подробности этих договоренностей всплыли благодаря утечке пакета документов Appleby, одной из крупнейших в мире офшорных юридических фирм, управляющей примерно 50 связанными с Россом компаниями и партнерствами на Каймановых островах и в других местах", - говорится в статье.
Документы Appleby, доступ к которым получила немецкая газета Suddeutsche Zeitung, были также переданы Международному консорциуму журналистских расследований (International Consortium of Investigative Journalists) и другим СМИ, в том числе The New York Times. Они показывают, как находящаяся на Бермудах Appleby помогала финансовой элите, от российских олигархов до ближневосточных принцев, а также международным корпорациям вроде Apple и Nike уклоняться от налоговых выплат в размере миллиардов долларов.
Кроме Росса, в документах упоминаются другие члены администрации Трампа, в том числе главный советник по экономике Гэри Д. Кон и госсекретарь Рекс Тиллерсон, сообщает издание.
Основные владельцы "Сибура" - в том числе Геннадий Тимченко, друг и партнер Путина по дзюдо, находящийся под санкциями США, и Кирилл Шамалов, женатый на младшей дочери российского президента, - делают ее "компанией с коррумпированными связями" в Москве, утверждает эксперт по России Дэниел Фрайд.
В письменном ответе на вопросы The New York Times пресс-секретарь Росса Джеймс Рокас заявил, что отношения Navigator с "Сибуром" начались до того, как Росс стал членом совета директоров компании в марте 2012 года, и что он никогда не встречался с российскими олигархами, которые являются владельцами контрольного пакета акций "Сибура".
"Сибур" не находился под санкциями во время подписания контракта и до сих пор не находится", - подчеркнул Рокас.
Возможно, нет ничего удивительного в том, что у Navigator могли установиться отношения с крупной российской компанией за время пребывания Росса на своем посту. Во многом, как и президент Трамп, компания которого добивалась одобрения проекта отеля в Москве не далее как в прошлом году, Росс давно демонстрировал высокую оценку нереализованного потенциала российских рынков при рассмотрении возможностей для инвестиций. Его вовлеченность относится, по меньшей мере, к 1990-м годам, когда он был назначен президентом Биллом Клинтоном в совет директоров Инвестиционного фонда США - Россия, отмечает издание.
Если Росс продолжает получать прибыль, хотя и косвенно, от российской компании, подконтрольной людям из ближнего круга Путина, это потенциально противоречит его роли ведущего члена кабинета министров по торговой политике, полагают эксперты.
Вступление Росса в бизнес, связанный с трансокеанским судоходством, произошло в 2011 году, когда его частная инвестиционная компания WL Ross & Co. привлекла группы инвесторов для приобретения крупных пакетов акций китайской компании Diamond S Shipping и Navigator Holdings, напоминает издание.
Эти инвестиции соответствовали стратегии Росса по приобретению акций компаний с заниженной стоимостью и повышению их стоимости. Благодаря этой бизнес-модели Росс получил прозвище "короля банкротов", пишут авторы статьи.
Navigator подписал чартерное соглашение с "Сибуром" вскоре после того, как компания Росса сделала инвестиции. В заявлении "Сибура" говорилось, что все переговоры с Navigator за эти годы проводили его руководители, а не главные акционеры и что "с господином Россом никаких встреч не проводилось".
"Будучи одной из крупнейших газовых компаний в России, "Сибур" - это не просто частная фирма", - говорится в статье.
Она была создана российским государством и остается в значительной зависимости от Москвы, даже после ее продажи в 2010 году Тимченко и Леониду Михельсону. Эти два человека - типичные российские магнаты, которые обогатились за счет государственных активов и, как ожидается, должны сохранить лояльность правительству Путина, полагает Эймос Дж. Хохштейн, бывший высокопоставленным дипломатом по энергетическому направлению в годы администрации Обамы.
В сентябре 2014 года, когда давление санкций усилилось, Тимченко уменьшил свои активы в "Сибуре", продав 17-процентную долю младшему акционеру, Шамалову. Годом ранее Шамалов, отец которого является другом и бывшим деловым партнером Путина, женился на дочери президента России Катерине. Приобретение им акций "Сибура", которое сделало 32-летнего Шамалова владельцем более чем 20% компании, финансировалось за счет кредита в размере 1,3 млрд долларов от государственного "Газпромбанка", пишет издание.
"Большая часть этих финансовых махинаций проводилась через офшорные компании на Кипре, где Михельсон и Тимченко осуществляли инвестиции в "Сибур" и вели бизнес с несколькими кипрскими банками. Летом 2014 года Росс стал вице-президентом Банка Кипра, хотя нет никаких указаний на то, что его пути пересекались с двумя олигархами во время его пребывания в должности там", - говорится в статье.
Источник: The New York Times