Спустя неделю после скандала вокруг статуса Иерусалима на свет оказался извлечен меркантильный интерес бизнесмена Трампа к неразрешимому конфликту Израиля и Палестины. В «сухом остатке» от эмоционального признания исторического первенства евреев на «святой земле» оказался военный контракт на продажу самолетов пятого поколения F-35 и целый пакет уступок в сфере ВТС на израильских условиях.
Дело в том, что военно-техническое сотрудничество США с Израилем при Бараке Обаме было ограничено требованием уступок по палестинскому вопросу. Белый дом заключил меморандум о предоставлении военной помощи Тель-Авиву в размере 38 млрд долларов до 2028 года вместо запрошенных 45 млрд долларов и обязал ЦАХАЛ закупать в течение шести лет американское оружие из расчета 75%.
Пришедший на смену демократу Обаме республиканец Дональд Трамп пытается развязать израильские блокировки предшествующей администрации, однако сохраняет те же пропорции в закупках вооружения, оставляя для израильского ВПК лишь 25%. Оба президента исходят из максимальной прибыли для американских военно-промышленных корпораций, независимого от своей политической принадлежности. Однако такое соотношение военных закупок грозит разорением ВПК Израиля, в котором задействовано 15% всех рабочих страны.
В настоящее время Тель-Авив проводит модернизацию армии в соответствии с «планом Гедеона» до 2020 года, заменяя устаревшие американские вооружения новейшими разработками собственных производителей. Например, на смену винтовке М-16 приходит автомат TAR-21 производства концерна Israel Weapon Industries. Американские бронетранспортеры APC M113 поменяют на израильские тяжелые БМБ Namer, а самоходные гаубицы M109 сменят 155-мм самоходные артиллерийские установки ATMOS израильской компании Elbit Systems.
Высвободившиеся из военного бюджета американские средства Израиль направляет на экспорт своих вооружений, который составляет 75% арсенала ЦАХАЛа. Поэтому Израиль входит в десятку крупнейших военных производителей в мире, несмотря на свою позицию 148-го государства по размерам территории. Поэтому требования США в соотношении закупок оружия Израиль не могут не устраивать. Тем не менее, за годы военного покровительства в израильском ВПК образовался такой существенный изъян, как отсутствие собственной авиации.
Израильские ВВС укомплектованы устаревшими самолетами F-15 и F-16s, которые не могут обеспечить превосходство в небе над Ираном. Поэтому Израиль использует против ИРИ противоракетную систему «Железный купол», а против «Хезболлы» и ХАМАС – боевые ударные беспилотники. Правда, в этом году Пентагон начал модернизировать «Хель ха-Авир», поставив на начало декабря девять новейших истребителей F-35. Всего планируется поставить 50 таких самолетов, из них 33 машины к 2020 году. В Израиле F-35 получил маркировку F-35I Adir и, по данным War Is Boring, является лучшим самолетом в мире со слов израильских летчиков.
Столь высокие характеристики не соотносятся с техническими недостатками F-35, выставивших на посмешище весь военно-промышленный комплекс США, поставив под сомнение статус инновационной державы. Причина кроется в том, что израильтяне поставили свою собственную электронику, что позволило устранить низкую маневренность в экстремальных условиях и другие проблемы американской авионики. Об этом ещё в июне 2013 года проговорился вице-президент Lockheed Martin по программе F-35 Стив О’Брайен, который в Ле Бурже заявил о том, что израильтяне отказались работать с бортовой электроникой США.
Через несколько лет компания Israel Aerospace Industries разработала эффективный программно-управляемый радио-интерфейс, который, очевидно, и составил основу новой авионики для израильского F-35I Adir. По признанию американского генерал-лейтенанта
Марка Рэмси, курирующего в Пентагоне проект F-35, США потребовалось бы для этого 15 лет. Скорее всего, Вашингтону ничего не оставалось, как попросить израильтян поделиться технологией, а взамен выполнить их требование по Иерусалиму. Во всяком случае, об этом говорит последовательность событий: Трамп объявил о переносе посольства в Иерусалим после серии успешных испытаний израильского F-35.
Таким образом, в скандальной истории с признанием Иерусалима столицей Израиля к сионистскому лобби и заискиванием перед христианскими евангелистами добавился рациональный проект, позволяющий США реабилитироваться за нашумевший технологический сбой F-35. Передовые технологии взамен на историческую монополию, вероятно, и есть та самая «сделка века», о которой громогласно заявил Трамп, подразумевая под ней вовсе не решение вечного палестино-израильского вопроса, а престиж собственной страны.