Польское панство всегда страдало манией величия и русофобией. И эти закоренелые комплексы очень часто становились предметом для чужих манипуляций. Последняя — связана с идеей создания так называемого «Польского блока». Речь о проекте, который был озвучен разведывательно-аналитической компанией Stratfor еще в 2009 году.
Согласно докладу этой организации, в 2020-х годах на просторах Европы должен появиться аналог Речи Посполитой. Так называемая «Речь Посполитая-3». Или «Польский блок».
В ее состав должны будут войти (помимо самой Польши): Украина, Литва, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния. А цель этого разношерстного «союза» — «распространение польского влияния на пространство европейской части России (включая Поволжье)».
Этот «Польский блок» должен стать «ключевым союзником США в Европе» и «инструментом влияния на ЕС и Россию».
На первый взгляд, это могло бы показаться фантастикой. Но в действительности польская элита в последние годы только и делает то, что занимается реализацией этого плана.
Прежде всего, современная Польша официально провозгласила себя правопреемницей Речи Посполитой XVI-XVIII веков. Это положение закреплено в польской Конституции.
Теперь же Варшава приступила к созданию русофобского восточноевропейского союза. А в качестве лозунга выдвинула идею предъявить финансовые претензии Москве.
Несколько дней тому назад польские чиновники вспомнили о том, что согласно решениям Потсдамской конференции 1945 года Польская Народная Республика должна была получить репарации от потерпевшей поражение Германии. Причем выплаты должны были быть осуществлены из доли, причитающейся СССР. Но 1 января 1954 года Советский Союз подписал совместное соглашение с Польской Народной Республикой и Германской Демократической Республикой о прекращении репарационных выплат.
Современные польские политики объявили ПНР «колонией СССР». Заявили, что это социалистическое государство, якобы, «не имело права отказываться от репараций». И теперь, ни много ни мало, призвали Украину и другие восточноевропейские страны выступить единым юридическим фронтом против Москвы, предъявив ей судебные иски по невыплаченным когда-то репарациям.
Посол Польши в Украине Яну Пекло заявил: «Украина, как и Польша, не получила своей доли репараций от нацистов».
Правда, о том, что решение о репарационных выплатах на Потсдамской конференции было принято именно в отношении «колониальной» ПНР, а не официальной преемницы Речи Посполитой — скромно «забыли».
Точно также как о том, что современное украинское государство официально является правопреемницей УССР — республики, входившей в состав Советского Союза. СССР получал репарационные выплаты от Германии, после чего эти средства из общесоюзного бюджета якобы перераспределялись пропорционально всем 15 союзных республик, в т. ч. Украинской ССР.
Большая же часть репараций была осуществлена в безденежной форме — путем вывоза оборудования, ценных материалов, продукции немецких предприятий. Все трофейное оборудование было отправлено на промышленные предприятия. Поскольку УССР была одним из главных индустриальных центров Союза, Киеву досталась львиная доля этих трофеев. Автор этих строк сам начинал свою трудовую деятельность на украинском заводе, полностью оснащенном вывезенным из Германии оборудованием.
Но самое примечательное, что увлекшись идеей совместного похода на Восток за репарациями, Варшава сама же и разрушает проект «Польского блока».
После Второй Мировой войны обязательство выплатить репарации было возложено не только на Германию, но и на ее бывших союзников. В их числе были Венгрия и Румыния, которым СССР и ПНР также простили часть долга.
Поднимая вопрос о «незаконности отказа от репарационных платежей», Варшава фактически выдвигает претензии к Бухаресту с Будапештом, т.к. выплата репараций со стороны Германии подразумевала выплату репараций со стороны Венгрии, Румынии, Италии и Финляндии.
Более того, на этом фоне автоматически возникает вопрос об ответственности Словакии, которая была союзником нацистов и участвовала в нападении на Польшу в 1939 году. После Второй мировой войны Братислава умудрилась избежать наказания по причине вхождения в состав Чехословакии. Но сегодня словацкое государство является независимым. И вопрос о компенсации ущерба, причиненного Польше во время Второй мировой войны, время от времени поднимают некоторые польские СМИ.
Но самое примечательное то, действия польского руководства очень напоминают «удар в спину» Вашингтону и Лондону.
В соответствии с решениями Потсдамской конференции Советский Союз должен был получать репарации не только из восточной Германии, но и из западной. Из западногерманских репарационных выплат и предполагались компенсировать ущерб нанесенный Польше во время Второй мировой войны. То, что Варшава их не получила — вина не СССР, а США и Великобритании, которые заблокировали выплаты со стороны ФРГ.
Сегодня, требуя репарации от России, Польша фактически ставит вопрос о виновности Вашингтона и Лондона в блокировании репарационных платежей.
И не возникнет ли со временем у польских панов, зная их огромные амбиции, желание предъявить претензии и своим хозяевам?