«Как работают тайные каналы связи российской оппозиции с США и Британией, кто кого курирует и каковы главные стратегические цели каждой из сторон? Секретные материалы теперь в Москве благодаря вооруженному перевороту на Украине и бывшему главе Службы безопасности Бориса Березовского Сергею Соколову», — такими словами начинается сюжет ВГТРК, посвященный деловым связям экс-советника главы Кировской области Алексея Навального и Уильяма Браудера, основателя Hermitage Capital.
В бесчисленных документах, оказавшихся в распоряжении Соколова, содержатся неопровержимые доказательства участия Навального в спецоперации ЦРУ и Секретной разведывательной службы Великобритании — MI6, говорится в репортаже.
23 декабря 2007 года. Главе Секретной разведывательной службы А. Белт. Отчет агента Соломон об окончании изучения Навального и присвоении ему псевдонима Фридом. Состоялся разговор по зашифрованному каналу связи между сотрудником CРС (SIS) и агентом Соломон. Агент получил согласие на конфиденциальное сотрудничество с Алексеем Навальным. Навальному необходимо организовать финансовую поддержку для выполнения его задач в рамках специальной операции «Дрожь» по подрыву действующего конституционного строя в Российской Федерации. Навальному присвоен псевдоним Фридом.
Под кодовым именем «агент Соломон» скрывается Уильям Браудер, глава фонда Hermitage Capital — и признанный судом мошенник, завербованный, согласно документам, еще до переезда в Москву. А операция «Дрожь» (Quake) это проект, запущенный Лэнгли еще в 1986 году, главная цель которого — «изменение конституционной и политической системы в Восточной Европе и СССР». Четверть века спустя операция продолжается — с целью развалить и Россию.
Навальный вступает в игру в начале 2006-го: Браудер уговаривает молодого активиста московского отделения партии «Яблоко» заняться «гринмэйлом» — корпоративным шантажом:
Давайте я предельно откровенно сформулирую то, что хочу предложить. Я научу вас «держать за яйца» монстров российской экономики. Скоро вы станете героем миноритариев и сможете сделать себе репутационный капитал. Возможно, и политический. Взамен я попрошу вас поддержать меня, когда мои проблемы выйдут наружу. Я ясно выражаюсь?спрашивает Браудер Навального.
«У меня есть отличная и достоверная информация о махинациях в ВТБ. Это отличный старт», — заверяет Браудер Навального, высылая цепочку инструкций, среди которых — необходимость приобретения пакетов акций крупных компаний для возможности оказывать на них давление. Среди таких компаний — «Газпром», ВТБ, «Роснефть», Сбербанк, «Сургутнефтегаз» и «Лукойл».
Навальный ловко раскручивает Браудера на финансирование: «Уильям, спасибо за совет. Но чтобы воспользоваться им в полной мере мне, как вы понимаете, кое-чего не хватает», — экс-чиновник. Браудер отвечает, что с деньгами проблем не будет, после чего отправляет своим кураторам сообщение следующего содержания:
Агент Фридом был ознакомлен с первым этапом секретных мероприятий по обличению фактов коррупции и хищений российских государственных активов. Для реализации первой фазы плана агенту Фридом выделено финансирование в размере 100 миллионов рублей. Первая часть денежных средств в размере 7 миллионов рублей будет переведена нашему доверенному лицу из Московской Хельсинской Группы до 26 января. Агент А. Белт.
После нескольких лет такой работы у Навального появились устойчивые политические амбиции, однако Браудер предостерегает будущего лидера «Партии Прогресса» от этой затеи: «У нас свои задачи. Билл просит вас быть осторожнее. Настоятельно не рекомендуем вмешиваться в процесс выборов — это не ваша задача. Наблюдение, освещение — да. Протесты — нет, — говорится в сообщениях Навальному. — Давайте пока не будем углубляться в политику — это следующий этап. Гораздо интереснее и важней работа с миноритарными активами, которая расшатывает финансовую систему изнутри. Поверьте, финансовые скандалы гораздо ощутимее политических».