Менее чем через сутки после объявления Турцией начала военной операции на территории Сирии в Африн вошли турецкие танки. Турецкие военные намерены уничтожить «террористов», под которыми Анкара понимает неугодных себе курдов. А ведь когда-то курды были едва ли не единственной силой, способной противостоять запрещенной в РФ ИГ.
Операция началась с артиллерийских и ракетных ударов по позициям курдских военизированных формирований на севере Сирии, сообщает «Московский комсомолец». Турецкие ВВС работали из провинции Хатай в районах Рейханлы и Кырыкхан. Вскоре силы оппозиционной Башару Асаду «Свободной сирийской армии» начали наземное наступление в Африне. Сегодня к наземной операции присоединилась и Турция. Тем временем в турецких СМИ начали публиковать фото и видео военного транспорта и танков в Африне. Россия никак не мешает операции, хотя и выражает озабоченность. В Минобороны РФ заявляют, что к обострению ситуации привели провокационные шаги Вашингтона, «направленные на обособление районов с преимущественно курдским населением». В США ситуацию пока не комментируют («Опубликованы фото турецких танков в Африне»).
Курдские отряды народной самообороны, контролирующие кантон Африн, заявили, что турецкая военная операция в регионе стала возможной благодаря одобрению со стороны России, пишет «РБК» со ссылкой на Rudaw. «Мы знаем, что турецкие военные не стали бы атаковать без одобрения со стороны международного сообщества, в первую очередь России, которая вывела свои войска из Африна, — говорится в заявлении генерального командования YPG. — «В связи с этим мы считаем Россию в равной степени ответственной за эту атаку». Кроме того, на сайте организации говорится, что командование курдских отрядов считает Россию «преступным партнером Турции в убийстве гражданских в регионе» («Курды заявили о равной ответственности России за военную операцию Турции»).
Также «РБК» выяснил, что согласно данным телеканала NTV, в ходе наступления сирийская оппозиция и турецкие танки уже уничтожили «артиллерийскими выстрелами цели на границе региона». Ранее 21 января начальник Генерального штаба Турции генерал Хулуси Акар заявлял, что операция «Оливковая ветвь» будет нацелена исключительно на «террористов, их убежища, жилье, оружие, инструменты и оборудование». Как сообщил NTV, в целом операция «была уважительной по отношению к территориальной целостности Сирии». Позже стало известно, что операция будет проводиться в четыре этапа: в ходе нее «будет создана 30-километровая зона безопасности», а все «террористические организации будут уничтожены». Между тем курды, участвующие в конфликте, заявили Reuters, что границу Африна турецкие войска не пересекали. По его данным, турецкие военные только «попытались» сделать это, но были вынуждены отступить («СМИ узнали о вошедших в сирийский Африн турецких танках»).
«Президент Турции отнюдь не к сирийскому руководству обращал свои слова в контексте начатой военной операции, заявляя, что, мол, именно «Запад должен осознать, что Турция - союзник, с которым нужно считаться и сотрудничать в регионе», - заявил глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев, комментируя турецкую операцию в Африне. Как сообщает «Российская газета», сенатор также обратил внимание на то, что «как это часто происходит в Сирии, через действия различных сил в этой стране «выясняют отношения» между собой совсем другие, внешние игроки, и это, конечно же, не способствует национальному примирению». По мнению Косачева, в этой ситуации России «следует проявлять сдержанность и ориентироваться на позицию официальных властей Сирии, а не действовать в одностороннем порядке - суверенитет есть суверенитет, и даже если он нарушается другими странами, уподобляться, пока не исчерпаны иные варианты, не стоит» («В Совфеде обеспокоены началом военной операции Турции в Африне»)