Иллюстрация: PhotoStockImage / shutterstock.com
За годы независимости в Литве покончили с собой 35 тысяч человек. Литовская Республика годами удерживает печальное лидерство по количеству самоубийц в Европе, являясь одновременно мировым рекордсменом по алкоголизму. При этом литовские власти не оставляют попыток выставить Литву образцом «европейского выбора» и примером для других постсоветских республик, не обращая внимания на то, что их страна не хочет больше жить и занимается физической самоликвидацией.
Согласно исследованию Вильнюсского университета, с 1990‑го по 2016 год в Литве покончили жизнь самоубийством 35 тысяч человек. Как подчеркивают ученые, на одно самоубийство приходится до 20 неудавшихся попыток суицида.
Эти чудовищные, феноменальные в европейском и мировом масштабе цифры подтверждаются прочей статистикой по самоубийствам в Литве.
Прибалтийская республика прочно заработала себе репутацию страны самоубийц: она многие годы удерживает европейское лидерство и обосновалась в первой десятке мировых рекордсменов по суицидам.
Согласно последним данным Всемирной организации здравоохранения, по количеству самоубийств на 100 тысяч жителей Литва занимает первое место в Европе и восьмое — в мире. В этой стране совершается 26,1 самоубийства на 100 тысяч жителей. При этом по количеству суицидов среди мужчин Литва находится на четвертом месте с показателем 47,1.
Во многих странах Тропической Африки, Центральной Америки и других самых нищих и депрессивных уголках мира, которые президент США Дональд Трамп охарактеризовал недавно как «вонючие дыры», нет таких цифр.
Годами литовские политики пытаются объяснить эти показатели так, чтобы не дискредитировать при этом светлый образ «истории успеха» молодой европейской демократии на берегу Балтийского моря, которая провела выдающиеся реформы, стала частью «Свободного мира» и теперь «играет в западных клубах».
Разумеется, они не были бы литовскими политиками, если бы не обвиняли во всём «советскую оккупацию», но под градом насмешек были вынуждены прикусить язык. В самом деле, как так получается, что под «пятой оккупантов» литовцы в петлю не лезли и их количество за советское время достигло рекордных отметок, тогда как в постсоветские времена литовцы — исчезающая нация?
Литовскую статистику по суицидам куда убедительнее политиков объясняет другая статистика.
Одновременно с рекордами по самоубийствам Литва является мировым лидером по алкоголизму и эмиграции.
По данным той же Всемирной организации здравоохранения, Литва является самой пьющей страной в мире. Согласно докладу ВОЗ, в 2016 году в республике было выпито в среднем 16 литров алкоголя на душу населения. Министр здравоохранения Литвы Аурелиюс Верига заявил год назад, что каждый второй житель страны — алкоголик.
При таких показателях алкоголизма и числе самоубийц понятно, почему из Литвы бегут люди. Страна год за годом обновляет собственные и мировые рекорды эмиграции населения. В прошлом году Литву покинули 55 тысяч человек. За все постсоветские годы — более 700 тысяч. С учетом литовцев, не декларирующих свой отъезд, — не менее миллиона.
Население страны сократилось почти на треть и продолжает сокращаться. Темпы депопуляции достигли 2% населения в год. Новые поколения литовцев не хотят жить в Литве: девять из десяти молодых людей в возрасте 15–19 лет говорят социологам, что при первой подходящей возможности эмигрируют из страны.
При таких темпах, по прогнозу Eurostat, к 2080 году в Литве останется 1 650 тысяч жителей. Из них 85% будут составлять люди старше 60 лет. Это в теории; на практике понятно, что страна, почти целиком состоящая из нетрудоспособных стариков, существовать не может. Поэтому Литовская Республика «закроется» гораздо раньше.
По сути, Литва из страны самоубийц давно превратилась в страну-самоубийцу: она уже наложила на себя руки, использовав в качестве инструмента суицида эмиграцию, и теперь медленно, но верно истекает кровью.
Рекорды алкоголизма, самоубийств и психических отклонений, бегство молодежи, лихорадочные истерики о «русской угрозе», галлюцинации с «зелеными человечками» в Клайпеде и под Вильнюсом — это всё общие симптомы предсмертного бреда. В них нет ничего удивительного.
По-настоящему удивляет то, что руководство страны, на глазах всего мира совершающей акт физической самоликвидации, упорно рапортует о ее достижениях, учит другие страны, как надо жить, и продает «историю успеха» Литвы в качестве ориентира и примера для подражания. От этого громогласные обещания оставаться «последней надеждой Украины» в Европе, непоколебимой в поддержке Киева. От этого вильнюсские «форумы свободной России». От этого обучение «цветным революциям» белорусских националистов.
Получается какая-то жуткая готическая фантасмагория. Самоубийца лежит в теплой ванне с перерезанными венами и медленно, но верно истекает кровью. Жизнь из него уходит, но и полумертвый он подзывает пальчиком окружающих и учит их жить. Вы живете неправильно, говорит живой труп на последнем издыхании. Вы можете жить гораздо лучше.
Как я.
Александр Носович