Правкомиссия раскритиковала законопроект, который запрещает списывать все средства со счетов задолжавших
Законопроект, запрещающий списывать последние деньги со счетов должников, раскритиковала правительственная комиссия. По ее мнению, принятие этого документа не позволит обеспечить баланс прав и интересов заемщиков и взыскателей. Нет единого мнения по поводу предложенных поправок и среди депутатов и экспертов. Однако авторы законопроекта настаивают на его принятии.
Поправки в закон «Об исполнительном производстве» в ноябре 2017 года внесли в Госдуму депутаты Наталья Костенко, Евгений Шулепов, Ольга Савастьянова и Илья Осипов (все — «Единая Россия»). Они предложили ограничить размер взысканий судебных долгов из зарплат должников: после всех удержаний на их счетах должна оставаться сумма, размер которой не может быть меньше прожиточного минимума, установленного в регионе. Например, в Москве «минималка» для работающих граждан составляет порядка 18,4 тыс. рублей, для пенсионеров — 11,4 тыс рублей.
Сейчас у должника можно взыскивать до 50% доходов — не учитывая сумму, которая у него остается. Необходимость своей инициативы авторы объясняли тем, что в результате всех удержаний человек может остаться практически без средств к существованию. Сейчас закон позволяет снижать размер удержаний в случае сложного финансового положения заемщика, однако на практике суды в этом часто отказывают. С января 2016-го по сентябрь 2017 года более 500 граждан обратились с подобными заявлениями, однако в 80% случаев они были отклонены, говорится в пояснительной записке к проекту поправок.
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности в понедельник отказалась поддержать документ, рассказал «Известиям» источник, знакомый с итогами ее заседания. Члены комиссии обратили внимание на то, что «возможны ситуации, когда размер дохода должника может быть меньше размера величины прожиточного минимума», а в этом случае реализация инициативы «исключит возможность взыскания». Кроме того, пока остается неясным, кто и как будет рассчитывать размер совокупного дохода, который остается у заемщика после всех удержаний.
Один из авторов поправок Наталья Костенко сообщила «Известиям», что работа над документом продолжится и его авторы попытаются переубедить правительство. Она напомнила, что ранее комитет по госстроительству и законодательству поддержал законопроект.
— Мы сейчас работаем с аргументами правительства — считаем, что их недостаточно для того, чтобы законопроект не был поддержан Госдумой, — сказала Наталья Костенко.
По ее словам, сложившаяся ситуация препятствует процедуре банкротства физлиц, так как у должников не остается необходимых 25 тыс. рублей на оплату услуг арбитражного управляющего. Также депутат напомнила, что приставы могут взыскивать не только долги с зарплаты, но и, например, проводить опись имущества, обращать взыскание на недвижимость, машины.
— Пусть приставы работают, я так считаю, — отметила Наталья Костенко.
По ее словам, законопроект нацелен на то, чтобы кредиторы вели более ответственную политику - практика показывает, что пенсионерам с небольшой пенсией порой выдаются займы по 250 тыс. рублей.
Член комитета ГД по госстроительству, экс-главный пристав Башкирии Зариф Байгускаров (ЕР) полагает, что проект нельзя принимать, поскольку в этом случае могут пострадать интересы взыскателей. Например, может идти речь о детях, которые получают алименты, либо жертвах преступлений, которым положено возмещение вреда. Вероятна и ситуация, когда должник будет устраиваться на зарплату, официальная часть которой не превышает прожиточный минимум, и взыскать с него ничего будет нельзя.
— Осужденные при отбытии наказания в местах лишения свободы работают и выплачивают ущерб от преступления. А они, как правило, более 10 тыс. рублей не получают, — отметил парламентарий.
Гендиректор юркомпании «Глазунов и Семенов» Валерий Глазунов считает, что сейчас большинство судебных отказов о снижении суммы удержания может быть связано с тем, что у должника фактически остается достаточно средств.
— Достаточно часто зарплата умышленно занижается по документам, а фактически в несколько раз превышает МРОТ. А должники-пенсионеры, кроме пенсионных выплат, фактически могут получать доход, не отраженный документально, — заявил он.
Юрист, правозащитник Александр Хуруджи считает, что в результате принятия такого закона взыскатели могут лишиться последней возможности получить свои деньги, а нечистоплотные должники получат гарантию, что не будут наказаны.