Нынешний рост нагрузки на пенсионные и социальные системы Первого мира — временное явление, об этом почему-то не любят говорить неолиберальные экономисты. В книге «Мир в 2050 году», написанной журналистами The Economist, говорится об обратном. К 2040-50 годам в большинстве стран государственные расходы, связанные с возрастом (пенсии, здравоохранение, долгосрочный уход) — сократятся по сравнению с 2010 годом. К примеру, во Франции с нынешних 31% ВВП — до 24% ВВП, в Германии с 29% ВВП — до 18% ВВП, в США с 18% ВВП — до 10% ВВП, и т. д. Даже в России эти расходы снизятся с нынешних 25% ВВП — до 13% ВВП в 2050 году (расчеты — Standard & Poor’s).
Объяснение этому факту — на пенсию тогда будет выходить нынешнее малочисленное поколение, при этом развитые страны будут продолжать притягивать молодых мигрантов из Второго и Третьего мира. Грубо говоря, число работающих как минимум не упадет, а то и увеличится, а иждивенцев — существенно уменьшится.
А вот самые тяжелые времена в 2040-50 годам ожидают нынешние страны Третьего мира, совершающие стремительный рывок в мир Второй, в первую очередь Индию и Китай. Рождаемость там стремительно падает, а на пенсию будет выходить относительно большое число стариков. Миграционного прироста ожидать в этих странах не приходится (наоборот, богатые и успешные люди будут мигрировать оттуда в Первый мир). Кроме того, значительная часть стариков в Индии и Китае к тому времени так и не обзаведется собственностью и будет лишена пенсий (или станет получать сущий мизер). В этих странах пожилые действительно станут настоящей обузой для общества. Выход для этих стран один — уже сегодня резко повышать расходы на социалку и пенсионные системы, что скажется на темпах роста — они упадут с нынешних 6-7% до 2-3%.