© Фото с сайта dsae.by
Атомный спор между Литвой и Белоруссией длится с момента принятия решения Минском о строительстве АЭС по российскому проекту в Островце, неподалеку от Вильнюса. Ранее в Женеве стороны Конвенции Эспо (Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте) высказались не в пользу Белорусской АЭС.
Глава министерства энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас назвал решение в Женеве историческим. Он отметил, что в соглашении стран был утвержден вывод, согласно которому Белоруссия при строительстве БелАЭС нарушила международные соглашения и конкретно Конвенцию Эспо.
Минск, однако заявил о «глубоком разочаровании» Женевским решением.
В интервью RFI литовский политолог, эксперт по Белоруссии и глава литовского офиса Freedom House Витис Юрконис пояснил, что решение Конвенции Эспо расставляет точки над «i» и является позицией всей Европы, а не только Литвы.
«Это значит, что атомной станции в Островце не должно было быть, и она нелегитимная, — отметил он. — Это большой вызов для Белоруссии. Риторика риторикой, конечно, мы очень много чего услышим, но решение (Конвенции Эспо) — это факт, и никуда от этого не деться».
По словам Юркониса, данное решение показывает, что это — мнение Европы, «и с этим мнением белорусским властям надо будет как-то жить».
В свою очередь, белорусские экологические активисты посчитали такое решение «чрезмерно мягким», без «каких-бы то ни было дополнительных обязательств» для властей страны.
Напомним, что, согласно планам, первый блок Белорусской АЭС должен быть введен в эксплуатацию в 2020 году, второй — в 2021 году. Реакторы и другое оборудование — разработки и производства России, а главный партнер строительства АЭС — российская компания «Атомстройэкспорт». По подсчетам, стоимость строительства — $11 миллиардов.