© СС0 Public Domain
В рамках слушания дела о крушении Boeing рейса MH17 во вторник суд огласил некоторые решения в ответ на вчерашние запросы, исходившие от сторон защиты и обвинения. Как пишет УНН, на заседании 2 ноября говорилось о возможном допросе командира 53-й зенитно-ракетной бригады полковника Сергея Борисовича Мучкаева.Как указывает издание, с помощью «Бука» именно с его бригады, согласно выводам расследования Совместной следственной группы (JIT), был сбит гражданский самолет.Председательствующий судья Фредерик Стейнхаус указал, что следственный судья направил запрос о правовой помощи на основании решения суда от 25 ноября 2020 года о допросе Мучкаева в качестве свидетеля в апреле 2021 года российским властям. Он напомнил, что в августе этого года был получен ответ от Москвы о том, что на тот момент «были приняты меры для удовлетворения запроса». После этой реакции никакой информации получено не было.
Осенью 2021 года следственный судья направил российским властям напоминание в Минюст РФ. После этого, не получив ответа, следственный судья пришел к выводу, что «не стоит ожидать, что в каком-либо обозримом будущем Мучкаева действительно можно будет допросить», отметил Стейнхаус.Несмотря на то, что сторона обвинения посчитала, что Мучкаева больше не будут допрашивать, защита этого свидетеля пока не исключает.«Таким образом, суд должен ответить на вопрос, можем ли мы из всех этих выводов следственного судьи сделать вывод о маловероятности допроса Мучкаева в приемлемом будущем. Но суд считает, что это пока не так. Ведь российские власти положительно отреагировали на первое письмо. И, несмотря на то, что после напоминания следственного судьи в сентябре 2021 года, переданного российским властям, реакции пока не последовало, после этой самой первой положительной реакции нельзя исключать, что они все же ответят на этот запрос», — полагает Стейнхаус.
Судья указал, что дальнейшее расследование в суде может занять больше времени. «Но суд должен ограничить срок, в течение которого может состояться этот опрос. Суд ограничит этот срок до 10 февраля 2022 года, то есть через 6 месяцев после того, как российские власти дали положительный ответ и заявили, что были приняты меры для выполнения запроса об интервью», — заявил судья.Ранее суд представил новые материалы дополнительного расследования следственного судьи. Сообщалось, что Окружной суд Гааги постановил приобщить к делу о крушении на Украине Boeing, следовавшего рейсом MH17, доклады российского оборонного концерна «Алмаз-Антей» о возможном месте запуска ракеты, которой, предположительно, был сбит самолет. Судья Хелейн Керстенс-Фокенс рассказала, что судебный следователь опросил экспертов «Алмаз-Антея», Аэрокосмического центра Нидерландов и Королевской военной академии Бельгии. Их заключения добавили в досье по делу о крушении самолета, уточняет РБК.Также стало известно, что вопрос об исках родственников жертв крушения рейса MH17 на Востоке Украины будет рассматриваться судом в Нидерландах в декабре. «Этот блок слушаний начнется 10 декабря», — цитирует судью РИА «Новости».Напомним, что судебный процесс по делу о крушении рейса MH17 начался в Нидерландах 9 марта 2020 года. По нему проходят четыре фигуранта — россияне Игорь Гиркин, Сергей Дубинский, Олег Пулатов и украинец Леонид Харченко. Пулатова на суде представляет международная группа, состоящая из двух голландских и одного российского адвоката. Остальных подозреваемых судят заочно.Малайзийский Boeing, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур рейсом MH17, потерпел крушение 17 июля 2014 года в районе села Грабово Донецкой области Украины в зоне вооруженного конфликта между самопровозглашенными ДНР и ЛНР и украинскими военными. На борту находились 298 человек, все они погибли.Группа JIT из пяти стран в ходе расследования установила, что в судно с земли попала ракета из ЗРК «Бук», ранее дислоцировавшегося в Курской области на территории 53-й зенитно-ракетной бригады противовоздушной обороны (ПВО). Суд в Гааге принял эту версию за основную.
Россия между тем отвергает обвинения в причастности к трагедии на Востоке Украины. По уголовному делу проходят четверо подсудимых: трое россиян и гражданин Украины. Самый «главный» фигурант — экс-командарм ополчения и бывший министр самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) Игорь Стрелков ранее признал часть ответственности за авиакатастрофу.