Подобное происходит в современной истории арабского мира впервые - арабские страны под покровом строжайшей секретности уже длительное время ведут обсуждение создания военного Альянса для борьбы с терроризмом.
Процесс достиг такой стадии, что организаторы сочли возможным (и, наверное - необходимым) заявить - Альянс начнет функционировать в самое ближайшее время.
Сделали это через египетское издание Al-Masri al-Yaum.
Сразу же стало известно - руководить им будет Каир, конкретно - египетский президент Ас-Сиси, что, несомненно, поднимает его авторитет на более высокий уровень.
В Альянс войдут исключительно ближневосточные игроки – Египет, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Иордания и Кувейт.
Функции всех членов Альянса - четко разграничены, у каждого - своя определенная роль, от каждого требуется внести конкретный материальный вклад.
Обращает на себя внимание – все члены Альянса являются принципиальными противниками Ирана, и потому в составе Альянса нет Катара (10% населения - иранцы), Йемена, Омана.
Естественно, что в Альянсе принципиально не может быть Ирака (65% населения - шииты) и Бахрейна (75% населения – шииты).
Для Израиля было бы интересно включение Ливана в состав Альянса, но наличие шиитов Хизбаллы в руководстве страны для Альянса категорически неприемлемо.
Но есть и нюансы, ибо логика типа «если, то...» в арабском мире не работает, или работает не всегда.
В Альянсе нет – и тоже не может быть, Сирии, хотя она – одно из 2-х государств, которые ISIS называет своей территорией.
А именно против ISIS, собственно, и организован Альянс.
Почему в Альянсе нет Турции? Каир и Эр-Рияд считают, что у Ирана и Турции претензии на региональную гегемонию. С моей точки зрения – это эфемерная претензия, ибо при всем желании, обе страны не являются ни сильными, ни авторитетными, и – что самое важное – не входят в состав арабских стран.
В арабском мире Эрдогана не любят. Не любят настолько, что не хотят привлекать его даже к борьбе с общим врагом ISIS, тем более что курды – в качестве союзника, в будущем не исключаются.
Однако, похоже, Турция не хочет оставаться вне единственного реального и авторитетного мусульманского альянса: в первых числах марта, во время пребывания президента Египта в Эр-Рияде, туда нагрянул президент Турции Эрдоган.
Официальная Анкара в качестве причины визита назвала паломничество по святым местам Мекки и Медины. Его там ждали журналисты, но, по их сообщениям, он туда даже не попал.
А попал в Эр-Рияд, напросившись (термин из издания Al Ittihad) на встречу (переговоры) с королем Саудовской Аравии.
Альянс – Египет, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Иордания и Кувейт, своим врагом считает не только ISIS, но и Иран с его шиитскими островками на Ближнем Востоке, где самый крупный из них – Сирия с Асадом, также являющимся презираемой фигурой в арабском мире.
Альянс не принимает во внимание даже то, что Иран руками Хизбаллы воюет с ISIS на территории Ирака и Сирии, и, хотя они и враги, но приносят Альянсу определенную пользу.
Любопытная ситуация сложилась вокруг Египта.
Он установил дружеские отношения с Россией – или сделал вид, что установил, но деньги получает в виде военной помощи от США.
Россия рассчитывала, что Египет приобретет истребители у нее, а он купил их (такого же класса) у Франции.
Россия принимает у себя ХАМАС, а Египет постановил считать его террористической организацией.
Россия прикладывает немало усилий для «наращивания двусторонних связей в военной области», а Египет – в составе Альянса, интересует сфера вооружений США как наиболее передовая.
Россия считает Египет ведущим партнером на Ближнем Востоке, но Египет вряд ли когда-либо ответит симметрично...
Россия планируют подписать с Египтом протокол о военном сотрудничестве, который «надолго определит вектор взаимодействия двух стран в этой сфере».
Но Египет входит в Альянс, у которого нет – и быть не может, военное сотрудничество с Россией, которая поддерживает Иран и планирует поставлять режиму аятолл средства ПВО.
Россия в центр внимания ставит вопросы обучения египетских военнослужащих в вузах Минобороны, а будущих офицеров египетской армии по специальным программам готовят в Вест-Пойнт - высшем военном учебном заведение армии США.
Альянс с Египтом во главе, рано или поздно, столкнется с Ираном – вначале, скорее всего, в рутинной дипломатической перепалке, чем дело и закончится.
Но если Запад пойдет на поводу у Ирана, и тот выторгует для себя условия, при которых путь к созданию ядерного оружия – пусть не скорый, но будет отчетливо виден, Альянс, вероятней всего, откроет против Ирана военные действия.
Имеет место еще одно предположение – Альянс, в том или ином качестве, привлечет к этому процессу «заинтересованное лицо» - Израиль. Тем более что Саудовская Аравия уже давно ведет переговоры с еврейским государством, предлагая ему для атаки на Иран свое воздушное пространство и аэропорт для «подскока».
Эксперты уверены – связь Альянса с Израилем осуществляет Египет. Они считают, что разведки 2-х стран никогда не прекращали взаимодействия – обмена информацией в интересах каждой из стран.
Египет обсуждает матрицу действий Альянса с Израилем, и, если наступит «час X» для Ирана – у Израиля будет согласованный с Альянсом сценарий.
У Альянса и Израиля никогда не будет никаких отношений, за исключением противостояния с общим врагом – Ираном.
Один из источников информации о политике арабского мира на английском языке – телекомпания Al Arabiya, базирующаяся в Эмиратах. У многих вызвала удивление статья главного редактора, обращенная к президенту США, где заявлено, цитирую - «...в том, что касается Ирана, Биньямин Нетаниягу делает все правильно».
Главный редактор Al Arabiya считает – «...Нетаниягу абсолютно верно описал прямую и ясную опасность, угрожающую не только Израилю, но и всем другим союзникам США на Ближнем Востоке».
Это абсурд, пишет редактор, несмотря на то, что эта опасность – единственное, что объединяет арабов и евреев, единственным, кто не осознает ее, является президент Обама, решивший стать другом по переписке с лидером крупнейшего в мире террористического режима аятоллой Али Хаменеи.
Это можно считать интерфейсом между Альянсом и Израилем, что вполне устраивает еврейское государство.
И если в отношении России сценарий ясен – она, имея мощное проииранское лобби, никогда не начнет никаких действий против своего соседа по Каспию, то роль США в воображаемом конфликте – непонятна.
США имеют 3 опции – встать на сторону Альянса, Ирана, сохранить нейтралитет.
Для мирового лидера нейтралитет – дипломатическое фиаско.
Реально лишь - на стороне Альянса, который на данный момент определяется как сила арабского мира, с которым все хотят иметь дружественные отношения.
У США, кроме того, тесные углеводородные связи с арабами Персидского залива.
Единственный выход для США, чтобы не остаться в стороне – включить «мотор Альянса», когда за штурвалом в Белом доме будет другой президент – республиканский.
А если не будет?
Расчет на то, что следующий президент – даже если он будет представителем демократов, в делах Ближнего Востока пойдет в противоположную от Обамы сторону.
Слишком много ошибок (по мнению экспертов) наделал Обама в области ближневосточной политики – если часть вины за «арабскую весну» возложить на США.
Как поведут себя США в треугольнике Сирия-Иран-ISIS, когда Альянс, фактически, всех троих объявит своими врагами, а США принудит «шестерку» заключить странный союз с Ираном?
Если считать, что Альянса нет, США и НАТО в борьбе с ISIS должны будут, в той или иной степени, объединиться с шиитской «парочкой» Сирия-Иран, и, так или иначе, координировать свои действия с их воином Хизбаллой.
Для Альянса это будет принципиально неприемлемо – иначе его смысл, в лучшем случае, трансформируется до уровня участия в коалиции против ISIS.
А этого членам Альянса – мало.
Альянс планирует сформировать спецназ быстрого реагирования, современную систему командования с соответствующими техническими и технологическими средствами, приобрести современное оружие.
Вот вам и критерий вхождения в Альянс – это должны быть страны, которым США продадут такое оружие, и в которых могут находиться инструкторы современного ведения войны.
Кроме территории ISIS, классическая модель объекта военных действий террористов нового типа – это Йемен, который при поддержке Ирана атакуют шииты, и он распадается на 2 государства для одного народа.
То же самое, считают идеологи Альянса, грозит Ливии, Сирии и Ираку, и в какой-то степени и форме – Ливану, но уже со стороны ISIS.
Отсюда и 2 врага – ISIS и Иран с его сателлитами, хотя враги Альянса воюют между собой.
Йемен уже расколот надвое, причем столица страны – Сана, перешла в руки шиитов из племени Хути.
Столица нового Йемена перенесена в город Аден на юге страны.
Посольства Саудовской Аравии, Эмиратов и Кувейта заблаговременно перебрались в новую столицу.
Кто есть кто – всегда трудно определить на Ближнем Востоке.
Но в данном случае долго думать не приходится – в субботу в аэропорту Саны впервые совершил посадку самолет, прибывший из Ирана.