Невидимый ПАК ФА: какие миссии способен выполнить Т-50 в тылу врага
Многоцелевой истребитель Т-50, разрабатываемый ПАО «Компания «Сухой» как перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, будет без преувеличений мультифункциональным самолетом. В частности, эти машины помимо прочего смогут выполнять задача на значительном удалении от своих базовых аэродромов, действуя в глубоком тылу противника.
Для этого самолет будет оснащаться не только привычным набором маскировочных средств, но и современным радиоэлектронным оборудованием, а также новейшими средствами навигации, позволяющими ориентироваться в пространстве без привязки к наземным пунктам управления, станциям наземной навигации и при отсутствии сигналов со спутников.
Кроме того, машина получит набор технических характеристик, позволяющих избежать поражения оружием ПВО: в их числе - максимально широкие возможности противозенитного маневрирования, рекордная высота полета, а также скоростные характеристики, позволяющие уходить от поражения ракетным оружием противника.
Ускользающий от радаров
О том, что ПАК ФА получит функционал «воздушного диверсанта», рассказал на днях президент и генеральный конструктор АО «РПКБ» доктор технических наук, профессор Гиви Джанджгава. По его словам, возможности по беспрепятственному (с точки зрения недоступности средствам ПВО противника) проникновению в тыл врага даст Т-50 его малозаметность. При этом речь не идет только о технологиях «стелс», отмечают конструкторы.
Как подчеркнул советник генерального директора концерна «Радиоэлектронные технологии», в состав которого входит АО «РПКБ», Владимир Михеев, беспрецедентно низкий уровень радиолокационной, оптической и инфракрасной заметности нового российского истребителя обеспечит комплексное применение композиционных материалов, аэродинамическая компоновка машины, характеристики двигателя.
Малозаметность не зря считают одним из факторов повышения боевой выживаемости самолета. Речь идет, прежде всего, о снижении вероятности обнаружения радиолокационными средствами. Как отмечают конструкторы, для Т-50 возможность его «вскрытия» в радиодиапазоне будет существенно снижена уже за счет оригинальной формы корпуса машины. Кромки крыла и других элементов планера на ПАК ФА ориентированы в нескольких строго ограниченных направлениях, а поверхности - наклонены в четко определенном диапазоне углов.
Взаимное расположение поверхностей под углом 90 градусов в конструкции вовсе исключено. Это нивелирует сигналы РЛС, а кроме того, возможность отражения сигнала снижена за счет применения радиопоглощающих материалов конструкции и покрытия планера, в том числе углепластика.
Еще одна особенность, позволяющая Т-50 «не светиться» на радарах противника, - размещение его вооружения во внутренних отсеках, а не на подкрыльевых пилонах, как у обычных боевых самолетов. Это не дает сигналу РЛС «зацепиться» за внешние детали машины и скрывает информацию о пространственном положении истребителя в полете.
Кроме того, самолет плохо опознается и визуально. Дело в том, что зрительное восприятие формы ПАК ФА искажено за счет необычного способа окраски - прокрашивания деталей в различные цвета и оттенки. Во время наблюдения с земли это как бы «деформирует» контуры воздушного объекта, «размывает» его, не позволяя глазу «зацепиться».
Засечь цель в космосе
Со времен прифронтовых бомбардировщиков У-2 задачи для «воздушных диверсантов» были определены предельно четко: как можно дальше зайти в тыл противника, нанести бомбовый удар и вернуться без потерь. Правда, для тихоходных У-2 эта работа затруднялась слабыми техническими характеристиками машин. Известно, например, что эти самолеты не могли выходить на задания со своих базовых аэродромов, так как они располагались за 150 километров от линии фронта.
Из-за этого У-2 приходилось создавать так называемые аэродромы «подскока», располагавшиеся на удалении 20-35 километров от передовой. Такая дальность была оптимальной для самолета с двигателем мощностью всего 125 лошадиных сил и скоростью чуть больше 130 километров в час.
Летные характеристики Т-50 (те, что можно найти на эту пока еще секретную машину в открытых источниках) впечатляют. Дальность полета с полной заправкой может составлять до 4,3 тысячи км. То есть, взлетев с аэродрома, скажем, в Ленинградской области, самолет может выполнить задачи над Скандинавией и спокойно вернутся на свой же аэродром. Высота полета при этом может составить до 20 километров, а скорость - превысить 2,5 тысячи км/ч. Спектр задач может быть максимально широким - разведка, боевое патрулирование, сопровождение целей, нанесение ракетно-бомбовых ударов.
Т-50 сможет оперативно получать информацию о противнике, не обнаруживая себя. На его борту установлено оборудование, придающее особую «дальнозоркость». Так, радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой позволяет летчику «видеть» на расстоянии до 400 километров.
«Причем машина не просто видит - она классифицирует цели, находящиеся в воздухе, на земле и в космосе, определяет тип объектов, степень угроз, вырабатывает рекомендации для летчика», - отмечает представитель концерна «Радиоэлектронные технологии» Владимир Михеев. При этом сам Т-50 будет защищен от лишних глаз собственным бортовым комплексом радиоэлектронной борьбы «Гималаи». Эта система не только обеспечивает защиту от атакующей авиации и зенитно-ракетных ударов, но и в значительной степени нейтрализует технологии снижения заметности самолетов противника.
Как отмечает гендиректор КРЭТ Николай Колесов, комплекс «Гималаи» представляет собой интегрированную в самолет систему, которая выполняет функцию так называемой «умной обшивки», когда изготавливаются не какие-то отдельные блоки РЭБ, а сразу целые части самолета со встроенными электронными устройствами.
ПАК ФА или Raptor?
Ставку на технологии малозаметности, необходимой при выполнении задач в глубоком тылу противника, делают в последние годы многие разработчики боевой авиационной техники. Так, в конструкцию основного конкурента Т-50 - американского F-22 Raptor - положен все тот же принцип снижения заметности. Здесь это достигается за счет того же размещения штатного вооружения во внутренних отсеках, применения полимерных композиционных и радиопоглощающих материалов, а также других решений.
Жаль, не все из них оказались результативными. Так, двигатели с плоским соплом, установленные на F-22, почему-то запросто «выдавали» самолет в инфракрасном диапазоне. Не случайно портал авиационных новостей Flightglobal.com сообщил на днях об объявленном конкурсе на разработку истребителя, победу в котором одержит та компания, которая сможет предложить как раз наиболее эффективные способы снижения тепловой сигнатуры. Новой машине, сообщает портал, предстоит заменить как раз F-22, а также американский палубный истребитель-бомбардировщик и штурмовик F/A-18E/F Super Hornet.
Несмотря на то, что F-22, позиционирующийся как самолет пятого поколения, уже давно находится в строю, эксперты, среди которых немало зарубежных, отдают приоритет российскому ПАК ФА. Так бывший начальник разведки ВВС США генерал-лейтенант Дейв Дептула относит к преимуществам Т-50 современную конструкцию, которая не только не уступает, но и, возможно, превосходит американские самолеты.
«У Т-50 характеристики поворотливости в сочетании с отклонением вектора тяги и поверхностью хвостового оперения лучше, чем у F-35, и к тому же он может похвастать отличной аэродинамической конструкцией», - отмечает генерал. О превосходстве российского ПАК ФА заявляет и американский эксперт по военным вопросам Дейв Маджумдар. Выступая на страницах издания The National Interest, он отметил, что «Т-50 с большой вероятностью станет серьезным противником не только для F-22 Raptor, но и для F-35 Lightning II», так как «ПАК ФА больше подходит для завоевания превосходства в воздухе, чем многоцелевой и ударный F-35».
«Малозаметность, сверхманевренность, «умная обшивка» (новейшее бортовое радиоэлектронное оборудование), а также возможность достижения сверхзвуковых скоростей без форсажа и еще масса технических новаций - вот что отличает наш истребитель, - подчеркивает директор Центра стратегической конъюнктуры, военный эксперт Иван Коновалов. По его словам, предвосхитить превосходство российского самолета в небе способны не только заявленные характеристики по скрытности, но и отличная аэродинамика, достойные летные качества. «Моделирование воздушного боя уже показало это превосходство», - отмечает Иван Коновалов.
Автор: Дмитрий Сергеев
Фото: Минобороны России/ U.S. Air Force/ Artyom Anikeev/Sergey Krivchikov/ Transport Photo Images/ Shen Jinke/ZUMAPRESS.com/ Pravda Komsomolskaya/Russian Look/ Globallookpress
Вернуться назад