ОДКБ: точка излома
«Мир через силу» в действии
В конце января Министерство обороны США опубликовало «Краткое содержание стратегии национальной обороны 2018». Принятый документ является уточнением декабрьской «Стратегии национальной безопасности» и является текущей актуализацией военно-политических целей и параметров субъектного состояния американской геополитики.
Ключевым моментом документа является переход от «противодействия международному терроризму» к «соперничеству ведущих держав». Сегодня американская демократия сталкивается с широким спектром угроз со стороны КНР и РФ, создающих собственные модели мироустройства. «Мы продолжим проводить кампанию против террористов, но именно соперничество великих держав, а не терроризм, теперь находится в фокусе национальной безопасности США». – заявил Министр обороны США Джеймс Мэттис.
При этом документ закрепил новое районирование субрегиональных зон ответственности, в частности на смену Азиатско-Тихоокеанскому региону пришла категория «Индо-Тихоокеанского региона». Это означает переориентирование на азиатскую территорию, а совмещение с «индийской зоной» де-факто означает активизацию технологического замещения в афганской зоне и деятельности вокруг Ирано-Пакистано-Китайского союза в регионе и старт качественно новых процессов по системному вытеснению Российской Федерации из Центральной Азии и Южного Кавказа. Однако это не означает сворачивание «глобального проектирования» на Большом Ближнем Востоке и сдерживания «российской угрозы в Восточной Европе».
В преддверии этих событий, начиная с августа 2017 года США и их союзники по НАТО значительно активизировали контакты с ключевыми странами-участниками Организации Договора о коллективной безопасности на южном и азиатском направлениях – Арменией и Республикой Казахстан.
Не так давно многие западные эксперты отметили развитие позитивной динамики военно-политических отношений с Арменией как перспективной основы для будущего демократического диалога. В частности, речь шла о «расширении конструктивных контактов по линии ГУАМ», а также участии армянской стороны в учениях, проводимых под эгидой НАТО на территории Грузии «Достойное партнерство 2017»( Noble Partner¬). В ходе недавнего визита президента Армении в Грузию с участием глав военных ведомств стороны согласовали совместное участие в грядущих учениях Noble Partner и и Agile Spirit.
Территория Южного Кавказа стала объектом множества исследований и индексов, в рамках которых отмечалась позитивная динамика развития как демократии, так и военно-политического статуса – «Системы контролируемой нестабильности», 27 октября 2017 и «США-НАТО: Глобальные вызовы и перспективы» январь 2018. В каждом из приведённых документов отмечается позитивный контекст отношений Армении, Грузии и Азербайджана.
В это же время в СМИ и блогосфере прошла волна заявлений от армянских и грузинских экспертов о начале позитивных процессов «восстановления суверенных прав армянского народа» вокруг армяно-турецкой и армяно-иранской границ. Данные события дополнила антироссийская волна, направленная против присутствия 102-й базы и подразделений пограничный войск в Карабахской зоне. Согласно экспертной оценке за октябрь-декабрь 2017 года страну посетило около 10 000 «гражданских активистов» из Германии, Бельгии Франции и США.
Вероятно, в ближайшее время стоит ожидать дальнейшего расширения сотрудничества армянской стороны со своими соседями, сопровождающегося нейтралитетом этой страны в ОДКБ и осложнением союзнических соглашений с Россий, либо выход на очередной цикл «регионального шантажа» с целью получения дополнительных ресурсов. Однако оба исхода потребуют дополнительных усилий по стабилизации ситуации со стороны РФ. При этом те потенциальные гарантии для армянской стороны от ГУАМ, подконтрольного Турецкой Республике, весьма недвусмысленны и могут быть использованы для дальнейшей дестабилизации территории, либо формирования «разделенной зоны».
В конце декабря 2017 года Ереван посетил заместитель генерального секретаря Североатлантического альянса Роуз Геттемюллер. На прошедшей встрече обсуждались соглашения сотрудничества по линии Армения-НАТО – Individual Partnership Action Plan.
«Подобный формат тесных контактов является стабилизирующим фактором безопасности в Черноморском бассейне» - заявил Роуз Геттемюллер.
Не менее интересные процессы запущены и в Центральноазиатском Регионе (ЦАР). Активизация деятельности США и их союзников по НАТО, по мнению экспертов в области геополитики, связана со стремлениями обеспечения постоянного военно-политического присутствия в данной области, в рамках концепции «Большой Центральной Азии».
По словам главы военного ведомства США Джеймса Мэттиса, подобное присутствие вблизи границ России, Ирана и Китая позволит решать широкий спектр задач по сдерживанию «глобальных альтернатив».
Расширение связей Вашингтона со странами региона, в том числе входящими в ОДКБ, происходит на фоне расширения антироссийских санкций. Таким образом, оказывается воздействие на системообразующие ядро союза, направленное на сокращение его ресурсной базы – а значит, имеет место быть ситуативная динамика самой Организации договора о коллективной безопасности. Результатом стало то, что ни одна из стран-членов ОДКБ не выступила с осуждением партнёров по блоку.
При этом в ходе визита в США на итоговой пресс-конференции президент Республики Казахстан Н. Назарбаев упоминал вопрос обеспечения территориальной целостности на фоне обострения трансграничных проблематик и замороженных нефтяных активов. Кроме того, отдельного внимания заслуживает восприятие американских СМИ и «мозговых центров» как факторов демократического процесса.
В ходе упомянутого переговорного раунда в позитивном аспекте было отмечено экономическое сотрудничество и открытие для РК рынка Саудовской Аравии.
Лидеры государств обменялись мнениями о расширении сотрудничества в военной сфере, так же был анонсирован новый цикл совместных учений в рамках программы «Партнёрство ради мира» с НАТО. Оба президента отметили позитивную роль Казахстана по стабилизации обстановки в Центральноазиатском регионе, наряду с усилиями Узбекистана.
Вероятно, связка Узбекистана, Казахстана и США в «Афганской зоне» в ближайшее время станет проводником американских интересов в ЦАР, что в перспективе чревато пересмотром отношений в рамках ЕАЭС и ОДКБ.
Весьма кстати следует привести отрывок из статьи издания The Wall Street Journal под названием «Что происходит с Казахстаном?»: «Вашингтон поддерживает партнерские отношения с Казахстаном по причине его роли в борьбе против экстремизма, а также потому, что он является наиболее безопасной и стабильной страной в Центральной Азии. Однако этот статус не сохранится после окончания президентства Назарбаева, если он не будет гарантирован такими демократическими принципами, как уважение прав человека и верховенство закона, но именно этого в Казахстане и не хватает».
Таким образом, в ближайшее время ОДКБ столкнется с комплексным фактурным воздействием на проблемные зоны ассиметричного образования, что в потенциале может привести к разбалансировке отношений внутри самой организации. Проводником данных процессов выступят страны с «интегративной неопределенностью», что однозначно приведет к дополнительным издержкам, а значит и ресурсному сдерживанию Российской федерации.
Однако, если Казахстан входит в цикл торгово-экономического вовлечения и «ограниченного ресурсного сдерживания», выполняя роль неформального посредника, то Армения, вероятно, встретит значительное расширение вызовов для безопасности, поскольку налаженное взаимодействие в рамках ГУАМ отвечает временным интересам США, но при этом остается Турция, являющаяся системообразующим ядром и имеющая собственные интересы в регионе...
Вернуться назад