Труд раба в США был на 35 % выгоднее, чем труд свободного
Загон для рабов в Вашингтоне, 1850 г.
Своего исторического расцвета рабство достигло в эпоху древнейших европейских цивилизаций — в Античности. В Древних Греции и Риме рабы использовались не только на сельскохозяйственных работах, но практических во всех сферах деятельности: были рабы-актеры, рабы-учителя, рабы-воспитатели, рабы-писцы, рабы-переводчики. Чаще всего рабы приобретались во время завоеваний. В III веке рабы составляли 2,5 млн из 7,5 млн человек, проживавших в римской метрополии — Италии.
Новый виток в развитии работорговли наступил вместе с Великими географическими открытиями в конце XV — начале XVII века. Колонизация и освоение новых земель требовали много дешевой рабочей силы. И Африка на несколько столетий превратилась в основной источник рабов.
Всего из Африки за все время было вывезено 22,7 млн невольников. Из них 16,6 млн — с 1500-го по 1900 год. В предшествующие тысячу лет после падения Римской империи из Африки вывезли 6,5 млн человек. Больше всего рабов вывозили с запада Центральной Африки. На втором месте — залив Бенин. Тройку лидеров «поставщиков» африканских рабов замыкает залив Биафра.
Больше всего невольников было вывезено в Северную Америку — 11 млн человек. Англичане переправили в Америку 2,5 млн рабов, французы — 1,2 млн, а голландцы — 500 тысяч. Но больше всего рабов перевезли португальцы — 4,5 млн человек. Пик трансатлантических перевозок пришелся на 1760—1789 годы — 76 тысяч человек в год. За время «золотого века» рабства — XVII—XVIII века — стоимость раба выросла в 40 раз и накануне Великой французской революции один невольник обошелся бы в 15 фунтов стерлингов.
После событий Великой французской революции развернулась борьба за отмену рабства и работорговли. После отмены рабства в США в результате Гражданской войны 1861—1865 годов трансатлантическая торговля рабами прекратилась. На международном уровне рабство было осуждено сначала в 1926 году Лигой Наций, а затем ее наследницей ООН в 1948 году во Всеобщей декларации прав человека.
Лауреат Нобелевской премии по экономике 1993 года американец Роберт Уильям Фогель доказал, что с экономической точки зрения рабовладельческий труд в США в первой половине XIX века был эффективнее свободного труда.
Исследование Фогеля показало, что в 1860 году рабовладельческое сельское хозяйство Юга в целом было на 35 % эффективнее (если рассматривать выпуск продукции при одинаковом количестве ресурсов), чем основанное на свободном труде сельское хозяйство Севера. При этом сельское хозяйство с использованием рабов на Старом Юге было на 19 % более производительно, чем свободно-трудовые фермы Севера, а сельское хозяйство с использованием рабов на Новом Юге — даже на 53 %.
Инвестиции в рабов давали норму прибыли приблизительно в 8—10 %, что сопоставимо с окупаемостью других активов (то есть раб окупался за 10—12 лет работы)
Поскольку рабы составляли значительную часть богатства, то рабовладельцы были заинтересованы не издеваться над ними, а обращаться бережно и рационально. По мнению Роберта Фогеля и его соавтора Стэнли Энгермана, хотя малолетние рабы жили заметно хуже свободных детей, но взрослые рабы жили в условиях, подобных условиям жизни свободных белых рабочих того периода (а иногда даже лучших). Их питание по энергетической ценности даже превосходило обычную пищу свободных работников примерно на 10 %.
Фогель и Энгерман утверждали, что рабы получали приблизительно 85 % произведенного ими продукта. Впрочем, большинство ученых считают эту оценку сильно завышенной: по мнению историков Роджера Рэнсома и Ричарда Сатча, типичный раб получал лишь около 50 % продукции, которую производил.
Сам Фогель сформулировал вывод, что причиной Гражданской войны в США была вовсе не экономическая неэффективность рабства, а моральное неприятие свободолюбивыми американцами института рабства как системы угнетения.
Источники: Мэддисон Э. Контуры мировой экономики в 1—2030 гг. Очерки по макроэкономической истории — М.: Издательство Института Гайдара, 2012; Рабство в наши дни // Официальный сайт ООН. Роберт Уильям Фогель «Время на кресте».
Вернуться назад