«Каракуртов» размножат в Крыму
Фото: bastion-karpenko.ru
Срыв кораблестроительной программы заставляет принимать чрезвычайные меры
10 мая на феодосийском судостроительном заводе «Море» в Крыму будет заложен малый ракетный корабль (МРК) нового поколения проекта 22800 «Каракурт», который еще до рождения получил имя «Шторм». Об этом сообщил официальный представитель Главного штаба Военно-Морского флота РФ.
Новость одновременно и приятная, и неожиданная. Приятная оттого, что любые сведения о строительстве современных боевых кораблей в России дают дополнительную надежду на скорое возрождение флота. А неожиданная по той причине, что еще месяц назад не было никаких оснований даже надеяться, что кораблестроители Крыма уже нынешней весной получат подобный заказ.
Вспомним: в начале апреля завод «Море» посетил вице-премьер Дмитрий Рогозин, отвечающий в правительстве за «оборонку». Судя по всему, увиденное его не сильно обрадовало. Предприятие, некогда выпустившее на морские и речные просторы почти все советские теплоходы на подводных крыльях «Радуга» и «Комета», одновременно выполняло и заказы военных, строило десантные корабли на воздушной подушке. Но за годы украинского владычества «Море» пришло в совершеннейший упадок. И, как пренебрежительно отметил Рогозин, спускало на воду «катерки какие-то».
Мало того. Ровно пять лет назад, в мае 2011 года на заводе произошла серьезная авария. Тогда феодосийцы выполняли крупный китайский заказ на поставку в эту страну четырех десантных кораблей на воздушной подушке «Зубр» (такие еще с советских времен производились на этом уникальном предприятии). При перемещении второго «Зубра» по главному цеху предприятия, произошло падение балки одного из мостовых кранов грузоподъемностью в 50 тонн. Погибли два человека, произошла деформация несущих конструкций цеха. Сумели ли заводчане полностью устранить последствия той аварии — неизвестно.
Решение по реанимации «Моря» было принято такое: до осени 2016 года провести первый этап модернизации завода. Для этого, по Рогозину, «все, что представляет собой хлам (старые украинские заказы — „СП“), мы все это разберем и очистим цех». Далее: на деньги ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» к 2017 году создать на предприятии дополнительные 1200 рабочих мест, установить новое оборудование, увеличить мощность слипа (устройства для спуска кораблей на воду) и т. д.
Судя по этим данным, наведение на заводе элементарного порядка — хотя и ближайшая, но все же перспектива. А пока содержимое цехов «Моря» — все тот же бывший украинский «хлам». Тем не менее, посреди этой разрухи решено немедленно начать строительство новейших боевых кораблей. Срочно. Не мешкая ни дня. Как в войну. С чего бы это?
Да, в вернувшемся в Россию Крыму остро стоит вопрос с рабочими местами. Задышит старый, заслуженный завод — облегченно вздохнут тысячи феодосийских семей. Первые шаги в возобновлении полноценной загрузки предприятия уже сделаны. У Ярославля забрали выданный ему было заказ на рейдовый водолазный катер и аварийно-спасательное судно для Министерства по чрезвычайным ситуациям и отдали «Морю». Но для такого завода это все же мелочевка. Другое дело — гособоронзаказ от Минобороны.
Но обещанная Рогозиным осень — она же вот, рукой подать. Отчего же с «Каракуртом» не смогли подождать даже несколько месяцев, до приведения завода хотя бы в относительный порядок? В конце концов, еще полгода и крымчане бы как-нибудь потерпели. Дольше мучились.
Тогда что же в действительности стало причиной срочного начала строительства «Каракуртов» в Феодосии?
Чтобы понять это, необходимо вспомнить, что в декабре минувшего года первые два МРК проекта 22800 уже заложили. Как раз на упомянутом ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» в Санкт-Петербурге. Корабли уже названы «Тайфун» и «Ураган». Первый, как планируется, войдет в состав Черноморского флота в следующем году. Второй — еще спустя год. Вместе со «Штормом», который, надо думать, все же построят феодосийцы, в 41-й бригаде ракетных катеров в Севастополе получится полноценный «дивизион плохой погоды».
Но беда в том, что военно-политическая обстановка в Черном и Средиземном морях обостряется с такой скоростью, что подобные темпы обновления крайне обветшавшего ЧФ давно кажутся явно недостаточными. Даже с учетом, что в Зеленодольске для него же лихорадочно создают еще четыре малых ракетных корабля проекта 21631 «Буян-М». Первая пара таких — «Серпухов» и «Зеленый дол» — уже в Севастополе. И даже оба успели побывать на боевой службе в Средиземном море. Третий МРК проекта 21631, названный «Вышний Волочек», в главную базу флота должен прийти уже в следующем году.
Да, «Буяны-М» поразили весь мир точными и безотказными залпами крылатых ракет «Калибр-НК» из Каспийского моря по целям в Сирии. Но эти корабли изначально создавались исключительно для плавания по Каспию и низовьям Волги, поэтому имеют малую осадку и снабжены водометными движителями.
Если бы в момент начала проектирования кто-нибудь сказал конструкторам, что их МРК вынуждены будут осваивать даже просторы Средиземноморья, на выходе мы имели бы совершенно иные корабли. Такие, как намного более приспособленные для дальних походов «Каракурты». Про боевые качества которых в Главном штабе ВМФ на днях заявили: «Это высокая маневренность, повышенная мореходность, а также архитектура надстроек и корпуса, выполненная по технологиям пониженной отражающей способности. Корабль сможет выполнять задачи в морской зоне на удалении от баз около 3000 миль».
А способные стрелять и по береговым, и по морским целям «Калибры-НК» на «Каракуртах» тоже будут. Причем, на каждом ровно по столько же, как и на «Буяне-М» — по восемь. Или в другом варианте вооружения и того, и другого корабля - по восемь сверхзвуковых противокорабельных крылатых ракет «Оникс».
Проблема лишь в том, что «Пелла», очевидно, способна выдавать нашему флоту не более одного «Каракурта» в год. Всего их запланировано построить десять. Но ждать еще целое десятилетие сколько-нибудь заметного обновления Черноморского флота обстановка на этом театре военных действий, судя по всему, может и не позволить. Поэтому, полагаю, и возник «пожарный» вариант с феодосийским заводом «Море».
Сергей Ищенко
Вернуться назад