Кино: актёр года остался без работы
«Закон рынка» (La loi du marche)
Франция, реж. Стефан Бризе, в ролях: Венсан Линдон, Карин де Мирбек, Маттье Шаллер, Ив Ори, Ксавьер Мэтью, Софьян Герраб.
Фейсбук фильма
Тьерри уверен: с людьми надо по-доброму. Такого отношения он хочет к себе, так же сам пытается относиться к другим. Но когда жизнь покажет, что по-доброму — никак нельзя, ему предстоит сделать непростой выбор.
Трейлер фильма «Закон рынка»
Фильм «Закон рынка», год назад участвовавший в конкурсе Каннского кинофестиваля, сюжетно делится на две части. Первая его половина — рассказ о том, как непросто во Франции (да и в любой другой стране, наверное) жить без работы. Свою главный герой потерял из-за массового сокращения на заводе — и вот уже девять месяцев сидит на пособии. Его бывшие коллеги пытаются сопротивляться, биться, подавать в суд — он же хочет просто двигаться дальше.
Надо — идёт на курсы по переподготовке. Нет вариантов — соглашается на меньшую зарплату. Критикуют, что неверно вёл себя на собеседовании — прислушивается. Деньги страсть как нужны, трат, в том числе непредвиденных, много, но Тьерри старается не терять присутствия духа — и по-прежнему посещает танцевальный кружок, вовсе не собираясь задёшево продавать свой домик в кемпинге у моря.
Кадр из фильма «Закон рынка»
Обратите внимание, что камера всё это время сосредоточена исключительно на герое — даже тогда, когда он находится в компании. Режиссёр с оператором намеренно избегают привычной разбивки сцены на общий план / средний план / крупный план. Здесь есть только тот план, в центре которого — герой Венсана Линдона. Обратите на это внимание — и вы поймёте, за что Линдону вручили в Каннах приз за лучшую мужскую роль, а позднее в Париже — национального «Сезара» как лучшему актёру года.
Поведение кинокамеры меняется только во второй половине картины, когда Тьерри находит, наконец, работу — не по специальности, но какая уж есть. Теперь он — охранник в супермаркете, отлавливающий воришек и чрезмерно забывчивых пенсионеров. «Запомни одну вещь, — наставляет его более опытный спец. — У вора нет возраста, цвета кожи, пола. Любой может украсть, старый и молодой». Так начинается завораживающее реалити-шоу, когда мы через магазинные видеокамеры наблюдаем за покупателями: украдёт или нет?.. а тот?.. а этот?..
Кадр из фильма «Закон рынка»
Застигнутые врасплох на месте их мелкого преступления оказываются в неуютном кабинете, где им предлагают по-мирному расплатиться — или в противном случае ждать прибытия полицейских. Оправдания выслушиваются, но в расчёт не принимаются. Здесь на Тьерри камера уже почти не смотрит — из героя он превращается в свидетеля.
Но ненадолго. В этом простом с виду сюжете имеется ещё один поворот — незатейливый, но принципиальный. Ближе к финалу свидетель вдруг невольно превращается в злодея — и мы с замершим сердцем будем ждать, сумеет ли он вновь обернуться героем, чтобы опять выйти на первый план, не потеряв человеческого достоинства.
Кадр из фильма «Закон рынка»
Пересказ фильма, пусть и столь подробный, даёт о нём лишь самое общее представление. Ощущение чего-то большего, чем просто рядовая драма, рождается не из слов (которых тут много, но большинство звучит назойливым фоном), а из той близости к герою, к которому нас беспрерывно и намеренно подталкивает режиссёр. Большую часть этих полутора часов нам попросту не на кого больше смотреть, кроме как на Тьерри, и за это время мы привыкаем к нему как к родному.
Мы видим простого, такого же, как все, мужика — и постепенно находим в нём родственную душу. Начинаем ему сопереживать, как-то за него волноваться. Неожиданно нам становится важно, чем кончится эта внешне совершенно простая и беззлобная история, к чему в итоге она нас приведёт. Скажете, каждый фильм достигает того же эффекта? Поспорю: не каждый.
Кадр из фильма «Закон рынка»
Знакомый нам по советскому прошлому социалистический реализм давно и надолго исчез из родного кино, но в новом своём воплощении вполне успешно прижился в европейском. Разумеется, и во Франции, и в других странах тоже полным-полно бездумных комедий, шумных боевиков и прочей развлекательной ерунды — зритель в широком понимании этого слова везде одинаково требует зрелищ. Но тема маленького человека, некогда воспетая именно нашим искусством, по-прежнему, как ни странно, востребована в капиталистическом обществе, воспитанники которого не стесняются порой критиковать собственную Систему. Лидеры в этой сфере — бельгийцы Дарденны («Два дня, одна ночь»), британец Кен Лоуч («Доля ангелов»). Теперь вот свой весомый вклад внёс и француз Стефан Бризе.
Вернуться назад