DataLife Engine > Политика > «Фактор риска»: стоит ли ждать отставок в правительстве до

«Фактор риска»: стоит ли ждать отставок в правительстве до

Что должно произойти, чтобы кто-то из министров ушел в отставку? Какой бы ни сложился вокруг деятельности правительства накал страстей, на реальные кадровые решения это, скорее всего, никак не повлияет, считают политологи. Критика правительства неизбежно будет нарастать по мере...

Что должно произойти, чтобы кто-то из министров ушел в отставку? Какой бы ни сложился вокруг деятельности правительства накал страстей, на реальные кадровые решения это, скорее всего, никак не повлияет, считают политологи
Москва, 29 Мая 2016, 23:04 — REGNUM
Критика правительства неизбежно будет нарастать по мере приближения выборов в Государственную думу, однако послужить поводом для каких-либо реальных кадровых решений это не может и не сможет, по крайней мере, до тех пор, пока «Единая Россия» остается в положении партии большинства. Такое мнение корреспонденту ИА REGNUM высказал политолог, член экспертного совета Фонда «Институт социально-экономических и политических исследований» Алексей Зудин. «Конечно, при переходе избирательной кампании в активную стадию критика правительства со стороны участников и системной оппозиции должна усилиться. Это закономерность, это та работа, которую должны делать партии думской оппозиции, стараясь заручиться поддержкой своих избирателей», — заявил Зудин. Но такого рода критика сама по себе вряд ли способна привести к тому, чтобы состав правительства изменился, считает политолог. «Единственная причина, по которой это может произойти — это некие форс-мажорные обстоятельства, не связанные с действием участников избирательной кампании из числа думской оппозиции», — подчеркнул он. «Кто может разыграть эту карту, если партией большинства остается «Единая Россия»? В правительстве не будет кадровых перестановок просто потому, что оно пользуется поддержкой партией большинства и возглавляется лидером партии большинства. Без изменения политического веса партии большинства, вряд ли кадровый состав правительства как-то будет зависеть от действий других политических сил», — заключил Зудин. Политолог, профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев также отметил, что для российской политической практики не характерна ситуация, когда заметные кадровые перестановки следуют непосредственно за переменами настроений в публичном пространстве: «Главное здесь то, что у нас в государстве министров назначает и рекомендует президент и председатель правительства. Градус критики может быть какой угодно, но это не послужит поводом для руководителей страны принимать определенные кадровые решения». «Конечно, критика будет возрастать. Все 14 партий будут упражняться кто во что горазд. Министерства, которые у нас находятся под ударом в первую очередь — это, конечно, Министерство образования, вокруг которого последнее время наиболее остро шли всевозможные дискуссии, Министерство здравоохранения, и, пожалуй, Министерство экономического развития», — отметил политолог. «В целом я не думаю, что под каким-то градом критики будут приниматься определенные кадровые решения. Допускаю, что после выборов в Госдуму возможна какая-то реформа правительства, но до этого смысла это делать в любом случае не будет», — заключил он. Генеральный директор Центра политического анализа Павел Данилин, в свою очередь, отметил, что кадровые решения в правительстве маловероятны также и потому, что в настоящее время просто нет команд или конкретных фигур, которые могли бы выступить в качестве альтернативы нынешним руководителям. «Я абсолютно убежден, что критика правительства будет одним из основных аргументов практически для всех оппозиционных партий. При этом я думаю, что частично элементы критики финансового блока, либерального блока, будут использоваться и самой же «Единой Россией». Наиболее уязвимыми для критики являются министерство финансов и министерство экономического развития. Возможно, что критика также возрастет в отношении Набиуллиной», — заявил Данилин. «Однако чтобы кого-то снять с поста, нужно также кого-то найти взамен. Я, честно говоря, не представляю никого из экономистов патриотического лагеря, кто мог бы быть назначен на эти должности. Можно, конечно, поменять шило на мыло, но большого смысла в таком решении не будет», — продолжил он. Данилин тоже обратил внимание на тот факт, что кадровые решения в правительстве принимает лично президент, при этом процесс их выработки носит практически полностью кулуарный характер, считает политолог: «Сейчас решения в этом отношении, если их сравнивать с периодом 2000-ых годов, принимаются настолько в обстановке секретности, что предсказывать отставки тех или иных министров или губернаторов практически нереально. Поэтому вопрос о том, насколько эффективной будет такая критика, пока что открытый». Между тем руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев считает, что тема критики правительства в рамках предстоящей избирательной кампании сама по себе не имеет столь больших электоральных перспектив, как это выглядит на первый взгляд. Поэтому, хотя многие партии и будут действовать в данном направлении, ожидать серьёзной «раскрутки» этой темы, возможно, вовсе не следует, считает эксперт. «Тема контрпозиционирования, критики деятельности правительства может быть взята на вооружение целым спектром партий, от левых до правых, от КПРФ до «Партии Роста» включительно. Критика исполнительной власти — не затрагивая, конечно, президента — лежит на поверхности, это самое простое, что можно сделать в ходе предвыборной кампании. При этом критика будет скорее направлена на отдельных министров, думаю, прежде всего министров экономического блока — как это делает тот же Борис Титов», — считает Калачев. «Но я абсолютно уверен, что все эти игры, включая, например, различные предложения по формированию коалиционного правительства, с чем ранее выступали КПРФ, — все эти варианты значительных электоральных очков партиям сами по себе не добавят и в итоге окончатся ничем», — продолжил он. Несмотря на то, что репутация некоторых министров оставляет желать лучшего, ситуация в отношении их популярности ещё далека от критической, уверен политолог: «С моей точки зрения, оценка деятельности правительства сейчас не настолько низкая, а правительство не настолько непопулярное, чтобы делать исключительно ставку на контрпозиционирование в ходе предвыборной гонки. Далеко не все из министров так популярны, как Шойгу или Лавров, но при этом тех, кого можно назвать абсолютно одиозными, кто вызывал бы аллергию у всего общества, тех, кто был бы бельмом на его глазу — таких, думаю, нет». «Конечно, критикуют министра образования, но в последнее время и эта критика сходит на нет, пик этой критики, я считаю, пройден. Можно ли сорвать аплодисменты на теме увольнения Ливанова или, допустим, Мединского? У какой-то определенной электорально незначимой группы, целевой аудитории, — наверное, да. Но вряд ли существуют значительные электоральные последствия у таких кадровых решений, чтобы действительно делать на них большую ставку», — продолжил он. В любом случае, если даже перестановки в правительстве и будут иметь место, то явно не в ближайшее время, подчеркнул политолог. «Снятие кого-либо из министров до выборов — это признак слабости. Правительство останется в прежнем составе как минимум до сентября. После выборов те из министров, кто будет нуждаться в замене, могли бы и уйти, хотя сейчас предпосылок для этого я не вижу», — подытожил Калачев.



Вернуться назад