А почему всё-таки «деньги есть, но вы держитесь»?
Кратко резюмирована объективная логика нынешней экономической политики, фактически реализуемой Правительством РФ независимо от воли и сознания его (Правительства РФ) отдельных членов, а равно и независимо от всех официальных деклараций, стратегий, программ и планов, «реализуемых» Правительством РФ.
Согласно балансовым оценкам не только РАНХиГС, ВШЭ и им подобных «экспертных организаций» Правительства РФ, но и Минфина РФ с Центробанком РФ также, превышение расходов населения РФ над его официальными доходами ныне составляет порядка 13-15 трлн. рублей в годовом исчислении. Такая оценка делается с учётом «поправки» на расходы, покрываемые за счёт кредитов, которые не учитываются ни в сумме расходов, ни в сумме доходов.
Что такое 13-15 трлн. рублей «теневых» доходов/расходов населения РФ? По своему объему эта сумма вполне сопоставима с расходной частью федерального бюджета РФ на 2019 год, составляющей чуть более 18 трлн. рублей, составляя более трёх четвертей от неё. В то же время, и это гораздо более показательно, 13-15 трлн. рублей «теневых» доходов населения РФ составляет ровно половину от официального суммарного фонда оплаты труда в РФ, с которого уплачивается налог на доходы физических лиц. По итогам 2018 года получено 12,392 трлн. руб. доходов консолидированного бюджета регионов РФ, из которых 29,5% от всей суммы составили доходы от НДФЛ. Стало быть, суммарный фонд оплаты труда в РФ за весь 2018 год, с которого в консолидированные региональные бюджеты уплачен НДФЛ, составил ок. 28,12 трлн. рублей, от которых 13-15 трлн. составляют ровно половину.
Согласно официальным данным ЦБ РФ, суммарный объём депозитов (вкладов) населения (физических лиц) на счетах в банках РФ по состоянию на 1.09.2019 составлял почти 29,5 трлн. рублей, из которых рублёвые вклады составляли более 23,1 трлн. рублей. Более трёх пятых населения РФ (по данным ВЦИОМ – более 70%, по данным других опросов – более 80%) не имеют банковских депозитов вообще. По данным многочисленных исследований, срочные вклады в банках имеются не более чем у 10% населения РФ.
Судя по совокупности всех имеющихся данных, весьма вероятно, что более четырёх пятых всех депозитов принадлежат не более чем 5-6% населения РФ (ок. 10 млн. человек). Но эта группа населения РФ, как правило, не использует свои депозиты в банках в качестве источника покрытия своих текущих расходов – для этих целей им вполне достаточно получаемых ими текущих доходов.
Поскольку изложенное таково, постольку из общей суммы банковских депозитов могут учитываться не более 5,8 трлн. рублей как дополнительный «отложенный навес» над потребительским рынком РФ. Но этот «отложенный навес» сконцентрирован в руках 3-5 млн. семей (от 8-10-ти до 15 млн. человек, максимум).
В то же время примерно 35-43% семей (домашних хозяйств) РФ хранит имеющиеся сбережения дома. По разным социологическим опросам и экспертным оценкам средний размер таких сбережений составляет от 35 до 45 тыс. рублей, что «на круг» даёт не более 1 трлн. рублей «резервных» средств.
Таким образом, максимальный объём прав требования потребительных стоимостей, который в 2019 году может быть предъявлен населением РФ для «отоваривания» (включая сюда и все платные услуги), составляет не более 49-50 трлн. рублей.
В расчёте на душу населения РФ этот максимальный для 2019 года объём спроса населения не может превысить 28,5 тыс. рублей в месяц – это примерно в 2,7 раза больше величины среднего по РФ прожиточного минимума, который определён Правительством РФ равным примерно 10,44 тыс. рублей
Это всё ещё нищенский уровень, даже не уровень бедности, а именно уровень нищенства или весьма близко до неразличимости граничащий с нищенством, если руководствоваться критериями европейских и американских органов статистики, международных финансовых и экономических организаций.
Но способна ли экономика РФ удовлетворить такой годовой объём суммарного спроса населения на товары, работы и услуги, относящиеся к текущему потреблению населения? Не к сбережениям, не к долгосрочным инвестициям или приобретению товаров длительного пользования, но именно к текущему потреблению населения
Номинальный объём (оборот) розничной торговли в РФ в 2019 году по прогнозам Правительства РФ составит ок. 33,0-33,4 трлн. рублей, что составит около 78-79% от суммарного объёма розничной торговли и платных услуг населению. Следовательно, суммарный номинальный объём розничной торговли и платных услуг населению РФ по итогам 2019 года по прогнозам Правительства РФ составит не более 43,0 трлн. рублей.
Таким образом, чтобы удовлетворить максимально возможный текущий спрос населения РФ, суммарный номинальный объём розничной торговля и платных услуг населению должен вырасти не на 1,7% в годовом выражении, как это предусмотрено прогнозами Правительства РФ, а на 18-19 процентов в годовом исчислении!
За вычетом 4% (возьмём 4%, хотя нас Правительство и ЦБ убеждают, что «инфляция» по году будет меньше) это 14-15% прироста за год, на который имеется, хотя и в определённой части «отложенный», но в действительности по безвыходности «отложенный», спрос населения РФ на товары и услуги текущего потребления.
Такими «реальными» темпами объёмы розничной торговли и услуг населению даже в Китае и Индии не росли никогда за последние, минимум, полвека. Очевидно, что нынешняя экономика РФ собственными «силами» не сможет обеспечить в течение года такой прирост товаров и платных услуг в натуре, а не в «ценовом выражении», необходимый для удовлетворения уже имеющегося, хотя отчасти и «отложенного» спроса населения РФ на товары и услуги текущего потребления.
Для удовлетворения этого «отложенного» спроса требуется дополнительное увеличение импорта товаров текущего потребления населения не менее чем на 100 млрд. долл. США!
А каков объём всего импорта РФ в 2019 году? За 1-ое полугодие он составил 117,3 млрд. долларов США, стало быть, за весь год можно его оценить примерно в 230-235 млрд. долл. США. Это значит, что для удовлетворения текущего «отложенного» спроса населения РФ в 2019 году объём импорта должен был быть увеличен в полтора раза!
Но это – с одной стороны, а с другой – суммарный объём экспорта из РФ по итогам 1-го полугодия 2019 года составил 203,8 млрд. долл. США, что по итогам 2019 года (грубо, оценочно) даст 400-410 млрд. долл. США.
Сальдо внешней торговли РФ по итогам 2019 года составит примерно 175 млрд. долл. США, из которых 100 млрд. (почти три пятых) необходимо дополнительно направить на закупку по импорту товаров текущего спроса населения.
Правительство РФ из этого профицита в 175 млрд. долл. США в своё распоряжение может получить примерно 35, максимум 40 млрд. долл. США. Даже если все эти средства направить на обеспечение импорта товаров текущего спроса населения, то где взять ещё 60-65 млрд. долл. США? То есть кого «раскулачить»: себя (золотовалютные резервы), или олигархов-экспортёров, или отчасти и тех, и этих?
Однако ни одним годом, ни двумя, ни тремя, ни пятью годами вопрос не решится – товары текущего потребления населением будут потреблены, а их производство внутри РФ увеличиваться существенно не будет, скорее наоборот – импорт будет и дальше давить внутренне производство. А импорт надо будет финансировать каждый год.
Мало этого, такой «прецедент удовлетворения отложенного спроса населения», если он вдруг случится сейчас в РФ, потребует в каждый следующий год, как минимум, увеличить объём суммарных доходов населения не менее чем на 6-7 трлн. рублей. Ведь такого «навеса-то» уже не будет – он будет израсходован населением на текущее потребление уже в первый год, а чем чревато для Правительства резкое (примерно на 15% за год в реальном выражении) снижение уровня текущего потребления населения?
Меры по развитию внутреннего производства и повышению уровня оплаты труда в РФ ныне необходимо должны включать не только и не столько инвестиции в производство, сколько радикальное изменение, как минимум-миниморум, всех институциональных условий производства и всего делового климата в РФ. Без этого никаких инвестиций, никакого реального роста объёмов производства и суммарного фонда оплаты труда, источником для которых является не государственный бюджет, а частные средства, в РФ нет ныне, да и не будет в ближайшем будущем по определению. Никакими заклинаниями, призывами и, тем более, угрозами в адрес предпринимателей эти вопросы не разрешимы в принципе.
Стало быть, если Правительство РФ такой «прецедент» (а вдруг) допустит (и не важно, по какой причине), то оно вынуждено будет ещё, как минимум, три-пять лет за счёт бюджета дополнительно выплачивать населению ок. 100 млрд. долл. США. Почему 3-5 лет минимум? Это минимальный для нынешней РФ средний инвестиционный цикл производств товаров и услуг текущего потребления населения до выхода таких производств на проектную мощность. И эти 100 млрд. долл. США ежегодно пойдут плюсом к тем 100 млрд. долларов США ежегодно, которые в таком невероятном случае придётся направлять на закупки по импорту товаров текущего спроса населения.
Где брать-то эти 200 млрд. долл. США каждый год, и так лет пять, как минимум? Раскулачить кого: «себя», или олигархов-экспортёров, или и тех, и этих? И на сколь долго хватит «резервов»? Но для Правительства РФ существеннее совсем другое – как долго оно усидит в своих креслах, если хотя бы заикнётся о чём-либо подобном? И что в этой ситуации остаётся делать нынешним Правительству РФ и Центробанку РФ?
«Держать и не пущать» – иного, приемлемого для них и всех их действительных бенефициаров, выхода нет. «Отложенному» спросу населения на товары и услуги текущего потребления ни в коем случае нельзя дать превратиться в актуальный спрос – это неизбежно вызовет такой мощный всплеск «инфляции», который погребёт все остатки экономики РФ и всех правителей её. Но и длительное время сохранять такую угрозу превращения «отложенного» спроса в актуальный спрос не менее чревато, ибо это значит сидеть на пороховой бочке с зажжённым фитилём.
Поэтому весь существующий «навес» надо «абсорбировать», то есть, говоря просто, изъять у населения, но так, чтобы не вызвать массовых протестов. Как изъять? Вынудить население быстрее расходовать весь накопленный им «резерв» на текущее потребление.
Как это сделать? Тремя очевидными для макроэкономистов (для финансовых бухгалтеров, в действительности) инструментами: 1) Сокращая суммарные доходы населения под видом их увеличения. 2) Увеличивая сборы с населения под видом заботы об удовлетворении его текущих нужд. 3) «Таргетируя инфляцию» так, чтобы официально она как бы снижалась, а реально – росла, но так, чтобы населению источник этого роста не был очевиден.
И всё это надо обеспечить и сопроводить не прекращающейся ни на миг пропагандисткой кампанией о намеченных и вот-вот готовых произойти прорывах в экономике РФ с целью неуклонного роста уровня и качества жизни населения, которым, однако, изо всех сил мешают вороги и супостаты всех мастей и из-за бугра, и изнутри.
P.S.: Автором умышленно не приняты в расчёт такие источники доходов населения, как пенсии всех видов (это ещё порядка 7,0-7,5 трлн. руб.), социальные выплаты всех видов, доходы от собственности и т.п., что суммарно даёт порядка 9,0-10,0 трлн. рублей.
Но из суммы доходов надо вычесть все налоги и сборы, уплачиваемые населением (только НДФЛ составит не менее 3,7 трлн. руб., плюс ок. 1,3-1,5 трлн. имущественных налогов и прочих сборов, что «на круг» даёт не менее 5,0 трлн. руб. в минус). Вычесть следует также и проценты по кредитам, а равно и платежи в погашение кредитов (это ещё ок. 4,0-4,5 трлн. руб. в год в минус).
Таким образом, все эти «детали» либо взаимно погашаются, либо добавляют ок. 1,0 трлн. рублей к суммарному объёму спроса на товары и услуги, необходимые населению для текущего потребления.
В конечном результате всех укрупнённых оценок, приведённых по основному тексту статьи, это ничего не меняет по существу, в том числе ничего не изменяет и в оценках уровня нищенства в РФ. Около четырёх пятых населения РФ, если не более, по европейским, американским и международным стандартам либо однозначно относятся к нищим, либо балансируют на грани нищенства.
Василиев Владимир, 17 октября 2019 года.
Текст первоначально опубликован на: http://www.dal.by/news/178/17-10-19-1/
Вернуться назад