Кино: жирная буржуазия — сытый пролетариат
«В тихом омуте» (Ma Loute)
Франция, реж. Брюно Дюмон, в ролях: Фабрис Лукини, Жюльет Бинош, Валерия Бруни-Тедески, Брандон Лавьевиль, Раф, Дидье Депре, Тьерри Лавьевиль.
Страница фильма
В рыбацкой деревушке Сен-Мишель живёт семейство Брефоров — они собирают мидии и на руках переносят богачей через реку. Неподалёку от них каждое лето отдыхают восторженные аристократы ван Петегемы. Этот сезон выдаётся особенным: на пляже один за другим начинают пропадать курортники, а «породистая» Билли влюбляется в «простака» Малюта.
Трейлер фильма «В тихом омуте»
По внешним признакам «В тихом омуте» — комедия, доверху набитая предельно шаржированными персонажами: богачи забавно ходят, все то и дело падают, полицейские не видят дальше своего носа, месье Андре даже не представляет, что необходимо сделать для того, чтобы картофелина попала к нему на тарелку.
Не стоит, однако, путать французский розыгрыш от Брюно Дюмона (мы вкратце уже напоминали его биографию в пятничном обзоре кинопремьер) с голливудскими ромкомами: комедия довольно скоро оказывается «чёрной», а романтика — с неожиданным секретом. Впрочем, секретов тут куда больше, чем может себе позволить стандартный анонс, а потому следует предупредить: далее — спойлеры.
Кадр из фильма «В тихом омуте»
Зрительское отношение к творящемуся на экране абсурду может в корне измениться после сцены, в которой мы узнаём причину таинственных исчезновений: оказывается, зазевавшихся туристов оглушают, убивают, разделывают и съедают невозмутимые бедняки. После эпизода с их обедом (а он стоит в первой половине картине) многие, быть может, и не захотят узнавать, что там будет дальше — ровно как и детки, наевшись кровавых ушей и пальцев, отказываются от предлагаемой доброй матушкой добавки (хотя на выбор были нога или мозги). «Может, съесть тебя?» — привычно шутит Малют в разговоре, но мы понимаем: не совсем и шутит.
Кадр из фильма «В тихом омуте»
Пора уже окончательно признать, что тема каннибализма в последние годы всё увереннее захватывает мировой экран. Более четверти века прошло с тех пор, как Питер Гринуэй шокировал общественность своим блюдом в фильме «Повар, вор, его жена и её любовник», а Ганнибал Лектер стал культовым героем (хотя и до них бывали прецеденты). Теперь человеческим мясом угощаются в кино и на ТВ всё чаще: многочисленные фильмы про зомби, японская «Атака титанов», последняя серия «Игры престолов», приготовленный Пингвином ужин в «Готэме»… Да что там — новая сказка Стивена Спилберга ведь тоже отчасти про это!.. Даже российское кино на передовой: «Консервы», «Новая земля», «Шоппинг», в производстве — экранизация сорокинской «Насти».
Кадр из фильма «В тихом омуте»
Что всё это значит? Разброс причин огромный: где-то — небанальная месть, где-то — вырвавшиеся наружу детские страхи. Одно из наиболее частых оправданий художественного каннибализма — социальная метафора. Вероятно, она присутствует и в фильме Дюмона: бедняки должны пожрать богачей хотя бы за то, что те не раз признаются: «Мы знаем, что делать, но никогда не делаем». Аристократизм, при котором ради сохранения чистоты крови члены одной семьи переженились друг на друге, выродился и стух. Мир станет чище без таких людей, а пролетариату будет сытнее. Видимо, как-то так — хотя каждый может предложить и свою трактовку описанных циничным и безжалостным французом событий.
Кадр из фильма «В тихом омуте»
Если вас всё же смутил сюжет, оцените хотя бы актёрские работы, полюбуйтесь на неузнаваемого Фабриса Лукини и безмерно восторженную Жюльет Бинош. Конечно, они играют карикатуры, но делают это так виртуозно, что превращают эти изуродованные портреты в людей — над которыми, конечно, весь фильм смеёшься, но которым в итоге даже сочувствуешь. Быть может, не их вина, что они такие, быть может, их «заела среда»?.. Ох уж эта «среда»… Вот уж кто точно каннибал из каннибалов.
Вернуться назад