Госкомпаниям подберут банки
Фото: Алексей Совертков/Русская Планета
Законодатели предлагают определить перечень банков, которые могут ввести расчетно-кассовое обслуживание счетов государственных коммерческих предприятий.
Зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вадим Соловьев готовит обращение на имя руководителя Центробанка России Эльвиры Набиуллиной с предложением разработать поправки в ФЗ «О банках и банковской деятельности». В частности, парламентарий предлагает ввести в закон положение, в соответствии с которым только некоторые банки страны смогут обслуживать счета компаний, которые принадлежат государству. Сам перечень банков должен дополнительно определяться и пересматриваться приказами ЦБ РФ.
Такое предложение возникло на фоне ситуации с «БФГ-Кредит». Утром 27 июля стало известно о том, что Центробанк России отозвал лицензию у этого банка, который входил в сотню крупнейших отечественных финансовых организаций. Временная администрация не смогла обнаружить в банке практически никаких активов. Зато при изучении документации удалось узнать, что у банка имеется 40-миллиардная разница между данными по отчетности и реальным положением дел.
Еще позже выяснилось, что услугами уже скандального банка пользовались многие государственные коммерческие организации, которые держали на счетах в общей сложности 7,35 млрд руб. Подобные клиенты по закону являются кредиторами третьей очереди. С учетом этого легко понять, что госкомпаниям, скорее всего, не приходится рассчитывать на возвращение средств.
Как считает депутат Вадим Соловьев, ситуация с банком «БФГ-Кредит» должна заставить власти по-новому взглянуть на продолжающуюся проблему с повальным отзывом банковских лицензий. Как минимум государство должно создать условия для того, чтобы миллиарды государственных средств не исчезали в воздухе вместе с очередным банком.
«Когда речь идет о счетах, сформированных из государственных денег, то здесь рисковать нельзя. Мы не можем позволить, чтобы ситуация с этим банком и пропавшими миллиардами повторилась и ударила по другим государственным предприятиям, особенно во время кризиса, когда все и так вынуждены затягивать пояса. Поэтому мы предлагаем рассмотреть поправки в Закон "О банках и банковской деятельности", а именно включить туда правило, что создавать и обслуживать счета государственных предприятий могут только определенные банки, перечень которых будет определяться приказом ЦБ РФ, — пояснил РП депутат. — Что же касается истории с "БФГ-Кредитом" и исчезнувшими государственными деньгами, то здесь мы будем настаивать на прокурорской проверке на возможность наличия сговора. Речь идет о миллиардах рублей. Не исключено, что нашлись интересанты, готовые преступить закон ради личного обогащения».
Примечательно, что в печальную историю с «БФГ-Кредитом» попали не только российские государственные предприятия, но и федеральные органы исполнительной власти. По некоторым сведениям, своих денег может также не обнаружить Министерство иностранных дел России, которое аккумулировало в опальном банке средства от сдачи в аренду иностранцам 8 тыс. квартир.
В самом МИДе пока не спешат подтверждать убыток.
Но пока вернемся к версии сговора, наличие которого перед банкротством «БФГ-Кредита» допустил член парламента. В принципе сам процесс исчезновения банка с финансового рынка указывает на то, что прокурорам действительно стоит рассмотреть эту версию.
В отличие от обычной схемы отзыва лицензии, когда это неприятное событие становится сюрпризом для вкладчиков, здесь Центробанк работал иначе. Еще три месяца назад в банке было введено внешнее управление, и физические лица могли спокойно выводить свои вклады: в общей сложности им был выплачен 21 млрд руб. из 22 млрд общего объема вкладов. Почему этим «льготным периодом» не воспользовались государственные компании, остается загадкой.
Они все были проинформированы о ситуации, и единственным пока логическим выводом из их поведения может быть только личная заинтересованность в распиле нескольких миллиардов.
Зачем возвращать средства или переводить их на счета в другие банки, если можно договориться с идущим ко дну руководством «БФГ-Кредита» об оприходовании государственных миллиардов? Доказать такие договоренности или сговор проблематично. Банк обанкротился, из-за этого исчезла пара миллиардов, конечных бенефициаров «БФГ-Кредита» и виноватых можно искать теперь целую вечность и никогда не найти. А руководители госкомпаний вроде как пострадавшие, к ним претензий по закону быть не может.
Вернуться назад