Фредди Меркьюри — 70: звезды рока вспомнили лучшее наследие Queen
О творчестве и личной жизни парса Фаруха Булсара (настоящее имя Меркьюри), 5 сентября, в день 70-летия музыканта, пишут практически все СМИ, вспоминая его любовные похождения, эпатаж и какие-то вехи карьеры.
«Ридус» предлагает вспомнить его творческое наследие, влияние которого на развитие мировой музыки сложно переоценить.
Он первым открыл миру жанр кроссовера — смесь рок и классической музыки. После его дуэта с Кабалье начала расти популярность оперы среди молодежи. На альбомах Queen представлены десятки музыкальных жанров: метал, панк, глэм, помп, прог, диско, фанк, электропоп и так далее. Впрочем, обо всем по порядку.
Queen (EMI/Parlophone, 1973)
О том, почему дебютный альбом группы получился столь хард-роковым по звучанию, многочисленные эксперты и критики спорят до сих пор. Одни упирают на уникальный звук самодельной гитары Брайана Мэя, другие говорят о таланте музыкального продюсера и звукорежиссера Роя Томаса Бейкера, добавившего пластинке панорамного звучания.
Международного успеха данный альбом не добился, но в британских чартах пластинка продержалась 18 недель. В то время творчество Queen сравнивали с Led Zepellin и The Who.
Открывающий альбом трек «Keep Yourself Alive» стал первым синглом в дискографии Фредди. Забавно, но эксперты «Record Mirror» заклеймили песню за «недостаток оригинальности».
Queen II (EMI, 1974)
Свой самый тяжелый альбом Queen записали всего за месяц. Концептуально пластинка делится на две части. На «черной» стороне звучат песни, написанные Меркьюри, на «белой» — 4 трека Брайана Мэя и один Роджера Тейлора.
Самая тяжелая композиция на альбоме, записанная в жанре помп-рока, «Ogre Battle». «На моем айподе есть только песни Queen и Judas Priest. „Битва людоедов“ — мой самый любимый трек. В начале своего творческого пути Queen была самой неподражаемой „бандой“, играющей хэви метал. Я был на их самом первом концерте в Бирмингеме. Тогда они снесли мою крышу ко всем чертям», — признался пять лет назад в интервью Teamrock Роб Хэллфорд из Judas Priest.
Sheer Heart Attack (EMI/Parlophone, 1974)
Третий «студийник» принес Queen мировую известность, именно на этой пластинке впервые появилось их фирменное звучание. Критики считают «Обширный инфаркт» важнейшим альбомом в рамках стиля глэм-рок.
Главным хитом с этой пластинки стал трек «Killer Queen», но «Ридус» предлагает вам вспомнить другую вещь — «Stone Cold Crazy». Это — самое тяжелое произведение группы, максимально близкое по звучанию к тяжелому металу.
«Черт, какой же там офигенный припев! Я обожаю эту песню, потому что на ней вся группа в полном составе рубит тяжеляк, а потом все внезапно останавливаются, и Фредди использует свой невероятный голос, чтобы выразить каждую строчку, каждое слово куплета. Только он мог заставить зазвучать этот трек так, как он звучит», — говорит Реб Бич из Whitesnake.
A Night At The Opera (EMI/Parlophone, 1975)
Вершина творчества группы. Общий тираж альбома превысил 10 миллионов копий. Главная композиция на пластинке, конечно, «Богемская рапсодия», ставшая наиболее проанализированной рок-композицией в мире.
Стоит отметить, что «Ночь в опере» — самый разнообразный альбом в плане музыкальных жанров. Хотите метала? Здесь есть Death On Two Legs и Sweet Lady. Поп? I`m In Love With My Car и You`re My Best Friend. Короткие песни для исполнения под гитару у костра (camp ditties)? Seaside Rendevouz и Lazing On A Sunday Afternoon. На пластинке есть даже образчик прог-рока — «39».
«Частенько по утрам я гляжу на Фредди Меркьюри. Дело в том, что у меня есть дом в Монтро, статуя Фредди стоит как раз перед моими окнами. Я очень уважаю Queen как группу, но, честно говоря, мне никогда не нравился вокал Фредди. Однако все любят „Богемскую рапсодию“, как ни странно», — говорит Ян Андерсон из «Jethro Tull».
A Day At The Races (EMI, 1976)
Большинство рокеров, достигнув хотя бы одной десятой доли успеха, которую получили Queen после выхода «Ночи в опере», успокоились бы и почивали на лаврах. Queen — нет.
«День на бегах» стал концептуальным продолжением «Ночи», об этом как бы заявляет заглавный трек пластинки — «Tie Your Mother Down». На пластинке есть госпел-гармонии, образчики прог-рока, текст на японском языке («Teo Torriatte») и даже немного политики: в «White Man» поднимаются вопросы индейского населения в США.
На этой же пластинке звучит, по его собственному признаю, любимая песня Меркьюри — «Somebody To Love».
«Меня попросили записать этот трек для трибьют альбома „Stone Cold Queen“. Это — очень мелодичная песня, но, черт возьми, вы себе даже не представляет насколько тяжело ее петь. У Queen есть масса мега-крутых хард-рок тем, но они никогда не ограничивались тяжелой музыкой», — говорит Джофф Тэйт из Queensryche.
News Of The World (EMI/Parlophone, 1977)
Это — первая пластинка группы, которая продавалась в США лучше, чем в Англии. Она же хорошо известна спортивным болельщикам: We Will Rock You и We Are The Champions регулярно играет на различных матчах и соревнованиях.
На этом альбоме музыканты впервые попробовали себя в панке. Забавно, что песня «Sheer Heart Attack» появляется в «Новостях», а не на одноименной пластинке. По неподтвержденным данным, так случилось потому, что автор песни, барабанщик Роджер Тейлор, долго не хотел, чтобы ее исполнял Фредди.
Как бы то ни было, вокал Меркьюри отлично лег на панковскую тему.
Jazz (EMI, 1978)
Несмотря на название, джаза как такого на альбоме нет, зато эпатажа — с лихвой. Постер с обнаженными велосипедистками и клип на песню «Bicycle Race» стали причиной обвинений в сексизме и вульгарщине, но на продажах и популярности это не сказалось.
На этом альбоме впервые зазвучали диско («Fun It») и бродвейские («Don`t Stop Me Now») мотивы.
«На пластинке „Джаз“ хватало странного дерьма, но записана она потрясающе. Я говорю о 16-дорожечной ленте, со всеми этими вокальными гармониями. Меня просто в ступор вогнало осознание того факта, сколько времени и денег им понадобилось, чтобы все это записать. Если вы послушаете, насколько плотен звук в „Bicycle Race“, то услышите, что у Queen на 16 дорожках звук плотнее, сочнее и глубже, чем в современных композициях, записанных в ProTools на системе, где вы можете использовать 96 гребанных звуковых дорог. Это меня просто поражает. Как, ****, им это удалось?!», — заявил Майк Пэттон из Faith No More.
The Game (EMI, 1980)
Сотрудничество с немецким звукоинженером Мэком дало Queen возможность расширить свои горизонты с помощью электронного звучания. Группа отошла от привычного глэм-рока, появились синтезаторы, от использования которых группа раньше демонстративно отказывалась.
Самым успешным синглом с пластинки стала диско-фанк композиция «Another One Bites The Dust». «Это — первая песня, которую я научился играть на гитаре. У моего соседа была такая пластинка. До сих пор помню, что если эту песню завести на «вертаке» задом-наперед, то из колонок вы услышите: «Курить марихуану — прикольно», — говорит Эд Ковальчик из группы «Live».
Flash Gordon (EMI/Parlophone, 1980)
Саундтрек к одноименному фильму, практически полностью инструментальная работа группы (вокал присутствует лишь в двух треках).
Критики считают эту работу одной из самых неудачных в дискографии группы. Один из самых невыразительных альбомов группы про которой и сказать, в общем-то, нечего.
Hot Space (EMI/Parlophone, 1982)
Откровенно провальных работ в дискографии Queen нет. Но есть, по выражению «квиноманов», «сравнительно разочаровывающие». «Горячий космос» как раз из таких.
Попытка ворваться на танцевальный рынок не понравилась ни фанатам, ни критикам. По хорошему, единственная ценная песня на пластинке — коллаборация с Дэйвидом Боуи «Under Pressure». Роджер Тэйлор называет ее «одним из лучших творений Queen».
По воспоминаниям швейцарского промоутера Клода Нобса, песня появилась так: «Мы жарили шашлыки у меня во дворе, пили вино, погода была — прекрасная. Ближе к полуночи я сказал Боуи и Фредди: парни, чего бы вам не отправиться в студию и не записать чего-нибудь? Они посмотрели на меня и сказали: Что ты имеешь в виду? Я ответил: Не каждый день Боуи и Квин находятся в одном месте, так воспользуйтесь этим и запишите песню. Она была готова уже следующим утром».
«Under Pressure» — невероятно охренительная песня. Там полно динамики. Единственно, что меня бесит, если ты начнешь ее играть, то молодежь считает, что это трек Ваниллы Айс. Мне это просто башню рвет, готов убить за это", — говорит Мик Томсон из Slipknot.
The Works (EMI/Parlophone, 1984)
На этой пластинке, вняв критикам, Queen «вернулись к корням», хотя и не отказались от электропопа и фанка.
Наиболее известный трек с альбома — провокационный «I Want To Break Free», ставший и неофициальным гимном борцов за права сексуальных меньшинств, и официальным — Африканского конгресса.
Мы же хотим напомнить другую песню, написанную самим Фредди — «It`s A Hard Life». Меркьюри настолько строго подошел к ее записи, что даже третировал Брайана Мэя, настойчиво объясняя ему, как тот должен играть свое гитарное соло.
При прослушивании этот трек неуловимо напоминает оперу, и это объясняется очень просто. Вводная часть песни основана на арии Vesti La Giubba из оперы Леонкавалло «Паяцы».
Mr. Bad Guy (Columbia, 1985)
Дебютный сольник Фредди, посвященный кошкам и любителям кошек во всей вселенной.
Любопытно, что самый интересный трек на пластинку не попал. Точнее, он там присутствует, но в ином исполнении, нежели было задумано изначально.
«There Must Be More To Life Than This» Меркьюри записал в дуэте с Майклом Джексоном, но в альбом по неизвестным причинам вошла лишь сольная версия. Совместную запись королей попа и глэма выпустили лишь два года назад, когда уже оба были на том свете.
A Kind Of Magic (EMI/Parlophone, 1986)
Второй саундтрек в дискографии группы, хотя сами участники эту пластинку никогда не считали саундтреком: из 14 представленных песен в кино вошли лишь шесть.
Любопытно, что есть две разных версии одноименной с пластинкой песни. Первая, за авторством Тейлора, звучит во время финальных титров «Горца», она несколько тяжелее прифанкованной версии Меркьюри, записанной на пластинку.
Не менее известной композицией стала «Who Wants To Live Forever» о бремени вечной жизни, получившая новое осмысление после смерти Меркьюри 24 ноября 1991 года.
«Я обожаю „Who Wants To Live Forever“ за прекрасную мелодию и невероятные переходы. Когда я впервые услышал ее, я даже расплакался», — говорит Брюс Дикинсон из «Iron Maiden».
Barcelona (Polydor, 1988)
Второй сольный альбом Меркьюри, подаривший миру новый жанр — кроссовер — и популяризовавший оперу среди молодежи.
К сожалению, из-за болезни музыканта Кабалье и Меркьюри исполнили одноименную песню живьем лишь два с половиной раза: к открытию олимпиады Меркьюри уже отошел в мир иной, и Кабалье исполняла «Барселону» с видеоизображением певца. Песня стала неофициальным гимном города, она завершает шоу поющих фонтанов, играя роль коды постановки.
The Miracle (Parlophone, 1989)
Когда группа начала записывать эту пластинку, Фредди уже был тяжело болен.
В этой связи отдельного внимания заслуживает трек «Scandal». Брайан Мэй написал эту песню в качестве ответа английским СМИ, которые поливали его грязью за отношения с Анитой Добсон, а также всю группу целиком за плохое отношение к больному Меркьюри.
Innuendo (Parlophone, 1991)
Последний полноценный альбом группы буквально пропитан интеллигентным юмором, пафосом, тоской и верой в лучшее. Альбом звучит настолько великолепно, что выдернуть из него какую-то отдельную песню практически невозможно, хотя это и делают частенько с «The Show Must Go On».
Все в группе знали, что Меркьюри доживает свои последние дни, это дает понять каждая песня, включая Delilah, посвященную любимой кошке Фредди.
Своеобразным взглядом на жизненные достижения певца стал трек «These Are The Days Of Our Lives», написанная Роджером Тейлором.
«Мучительно проницательная песня с невероятным текстом. Фредди поет о том, что он не может повернуть стрелки своих часов назад, не может валяться на солнышке, наслаждаясь жизнью и глядя на своих детей. Он прекрасно знал, что вот-вот умрет. Он отдавал себе отчет, через что ему еще предстоит пройти. Ты обо многом думаешь, когда кто-то умирает, но музыка Queen сделала Меркьюри вечно живым, он до сих пор жив благодаря их творчеству», — говорит Дэйв Хилл из «Slade».
Made In Heaven (Parlophone, 1995)
Посмертный и самый слабый с музыкальной точки зрения альбом Queen. В него включены всевозможные би-сайды и треки, которые Меркьюри написал за несколько месяцев до смерти.
Участники Queen доработали их и выпустили в виде данной пластинки. Возможно, неучастие Фредди в аранжировках и делают эту пластинку слабее остальных. Лишь два трека с альбома напоминают настоящий Queen — A Winter`s Tale и You Don`t Fool Me.
Вернуться назад