DataLife Engine > Политика > Год «Платона»: на что потратили первые сборы с водителей большегрузов

Год «Платона»: на что потратили первые сборы с водителей большегрузов

Год «Платона»: на что потратили первые сборы с водителей большегрузов

Система «Платон», устанавливаемая в фуры для взимания оплаты за использование федеральных дорог, позволила профинансировать ремонт более тысячи километров наиболее проблемных трасс в регионах России.
Согласно отчету Росавтодора, на сегодняшний день полностью завершен ремонт дорог в 37 городах и регионах России, на 40% выполнены работы в Твери и городе Бологое. Для ремонта трасс регионального, межмуниципального и местного значения, а также дорог отдельных субъектов РФ, которые на 1 января 2016 года находились в наиболее критическом состоянии, потрачено почти 11 миллиардов рублей, полученных с помощью системы «Платон».
Первые сборы от «Платона» в мае были направлены на ремонт дорог, которые находились в самом критичном состоянии. Эти дополнительные поступления в бюджет позволили добиться ощутимых результатов. К примеру, в Петрозаводске из 230 городских улиц треть отремонтирована на средства системы «Платон»,отмечает первый замминистра транспорта Евгений Дитрих.
Однако, несмотря на позитивные показатели и детальные отчеты о потраченных средствах, система «Платон», введение которой год назад сопровождалось серией протестов со стороны водителей большегрузов, до сих пор вызывает недовольство некоторых перевозчиков — в основном, частников.
Крупные же игроки на рынке грузоперевозок относятся к «Платону» как к возможности инвестировать в качество российских дорог. Об этом, в частности, говорит директор по закупкам транспортных услуг компании FM Logistic Максим Бочков:
Можно много рассуждать, но я надеюсь, что общий вклад транспортников как бизнес-юнита в систему «Платон» — это инвестиции в наши с вами дороги, а не просто пустые слова.
Ранее профессор ВШЭ Олег Матвейчев в интервью «Ридусу» отметил, что несмотря на то, что работа «Платона» затормозилась в связи с кратковременными протестами, процесс идет «аккуратно, в свободном режиме».
«То, что удалось сделать, показывает, что ситуация проходит по хорошему, позитивному сценарию. Когда все отрегулируется, все будет замечательно», — уверен эксперт.
Идея правильная, а альтернативы все-равно нет.
На вопрос, смогут ли данные Росавтодора успокоить тех, кто выступал ранее с протестами, эксперт заметил, что «успокаивать-то, собственно, больше некого»: «Протесты сошли на нет. Затмить протест могут не столько показатели, сколько здравый смысл: все эти протестующие не имели никакой позитивной программы».
Они предлагали оставить все, как есть, при этом они же были недовольны положением дел: дороги плохие, всюду ездят бандюганы и перевозятся левые грузы. Сейчас реализуется то, что в этой сфере государство может сделать — с учетом современных технологий,констатировал Матвейчев.
Экономист Никита Кричевский ранее высказывал мнение, что «Платон» наступает на хвост «грузовым жуликам», нанося удар по теневому сектору экономики:
Введение системы платных дорог означает, что передвижение всех большегрузных автомобилей по федеральным трассам будет под постоянным контролем, что полностью исключит теневые, неучтенные и, надо сказать, неплохо организованные перевозки, до недавних пор приносившие огромные доходы как производителям с продавцами, так и перевозчикам с посредниками. Внакладе оставалось лишь государство, то есть мы с вами, поскольку бюджет, по экспертным оценкам, ежегодно недосчитывался до 1,3 триллионов рублей.
«Платон», отметил эксперт, сулит не только повышением качества автотранспортных услуг, но и увеличение доходов легально работающих водителей:
Одна из схем серого рынка грузоперевозок выглядит так. По законодательству транспортировку грузов могут осуществлять только юридические лица. В то же время по российским дорогам ежедневно колесят десятки тысяч нелегальных дальнобойщиков-частников, не имеющих прямого выхода на грузоотправителей и получающих заказы (а также деньги за работу) через посредников, называемых «диспетчерами». Поэтому я и делаю вывод, что уход с рынка серых дальнобойщиков, этих «рабов большой дороги», сулит не только достижение прозрачности отрасли и рост бюджетных отчислений, но и увеличение доходов честно работающих водителей, не говоря уже о повышении качества автотранспортных услуг.
Государство, делает вывод Кричевский, ни в коем разе не стремится «обобрать дальнобойщиков», а просто для пущей эффективности «перекладывает налоговые деньги из одного кармана в другой»: «Согласно статье 264 Налогового кодекса, расходы на „Платон“ относятся к себестоимости оказываемых услуг, следовательно, учитываются как затраты при налогообложении прибыли легальных, подчеркну, перевозчиков».
Напомним, система взимания платы в счет возмещения вреда федеральным автодорогам общего пользования с транспортных средств разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн заработала 15 ноября 2015 года.
Система «Платон» распространяется на 50 774 км федеральных автомобильных дорог. Среди ее пользователей — российские грузоперевозчики — владельцы почти двух миллионов транспортных средств разрешенной массой свыше 12 тонн — и зарубежные логистические компании, около 400 тысяч грузовых автомобилей, которые работают на территории России.



Вернуться назад