Интересные факты из биографии русского «медведя»
Фото: Антон Денисов/ РИА Новости
Турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95, запущенный в серийное производство в 1955-м году, стал настоящим символом обеспечения военно-стратегического паритета в «холодной войне». Бомбардировщики по сей день несут боевое дежурство в составе «ядерной триады» России и являются обладателями ряда рекордов. Да и в целом интересных фактов, связанных с Ту-95, немало.
Ту-95, получивший в НАТО кодовое имя «Медведь», построен по личному указанию И.В.Сталина. Он стал первым советским межконтинентальным бомбардировщиком. Ту-95 самый быстрый в мире винтовой самолет и единственный в мире серийный турбовинтовой бомбардировщик.
Фото: Антон Денисов/ РИА Новости
«Медведь» стал одним из самых модифицируемых бомбардировщиков в истории – Ту-95 имел более 20 модификаций. В их числе учебные самолеты, летающие лаборатории, пассажирские вариации, военно-транспортные и разведывательные модификации.
К примеру, в начале 60-х годов один из экспериментальных Ту-95 был оснащен ядерным реактором. По задумке он должен был приводить в движение два двигателя бомбардировщика. Еще два работали на традиционном топливе. Такая схема могла серьезно увеличить дальность полета Ту-95, однако от задумки в итоге отказались.
Быть может, потому, что дальности бомбардировщику и без того хватало. Так, одним из рекордов «Медведя», поставленным в 2010-м году, является полет на расстояние в 30000 километров. Ту-95 преодолел это расстояние с четырьмя дозаправками за 43 часа, пролетев над тремя океанами.
Что касается модификаций, то здесь стоит рассмотреть еще один интересный экземпляр Ту-95В. Вариант бомбардировщика, построенный в единственном экземпляре, предназначался специально для испытаний термоядерной «царь-бомбы».
Ту-95 пошли в серию с двигателями НК-12, которые до сих пор остаются самыми мощными турбовинтовыми двигателями в мире.
Фото: Николай Никитин/ ТАСС
В ходе испытаний тяжеловесы совершали полеты на предельно малых высотах – всего сотня метров. Сложно представить, как столь огромная машина маневрировала в ходе отработки задач по преодолению вражеских ПРО. Есть сомнения, что кому-либо вообще такое по силам.
Моряки НАТО называли модификацию Ту-95РЦ (разведчик-целеуказатель для нужд ВМФ) «Восточным экспрессом» — настолько интенсивными были разведывательные полеты этого самолета в 1960-х годах.
Фото: Юрий Набатов/ ТАСС
Стратегический бомбардировщик Ту-95 – уникальный самолет во всех смыслах, при этом нет никаких сомнений, что «Медведи» прослужат в составе «ядерной триады» России вплоть до появления в РФ стратега нового поколения. Ту-95 остается актуальным оружием в спектре поставленных боевых задач, поскольку, по сути, задачей бомбардировщика является лишь доставка смертоносного груза до пункта назначения. К тому же «Медведь» способен нести на борту новейшие КР Х-101/102 с радиусом действия 5500 километров, что гарантирует выполнение боевой задачи за пределами зоны действия вражеской ПРО.
А.М.Василевский
Специально для Politikus.ru
Вернуться назад