DataLife Engine > Политика > Шоковый «Оскар»: разбор «Ридуса»

Шоковый «Оскар»: разбор «Ридуса»

Шоковый «Оскар»: разбор «Ридуса»

В Лос-Анджелесе в 89-й раз вручили премию «Оскар». Как и предсказывало большинство обозревателей (в том числе и «Ридус»), трёхчасовая церемония прошла без принципиальных сюрпризов: заранее известные фавориты получали своё — пока… 
Пока на сцену не вышли легендарные Бонни и Клайд, Фэй Данауэй и Уоррен Битти, которые объявили всеми ожидаемое: «Ла-Ла Ленд». Никто и не сомневался: Голливуд любит «голливудские» истории — и таким образом очередное признание в любви к кино вставало в один ряд с такими лентами как «Артист» и «Операция «Арго», которые побеждали на «Оскаре» в прошлые годы. 
Создатели грустного мюзикла о мечтах, что сближают начинающую актрису и играющего в ресторанах да на вечеринках джазмена, уже высыпали в полном составе на сцену и начали произносить благодарственные речи, как вдруг один из них удосужился заглянуть в бумагу с названием победившего фильма… 
И оказалось, что лучшим англоязычным фильмом по итогам 2016-го года Американская киноакадемия признала … вовсе не «Ла-Ла Ленд», а драму 37-летнего Барри Дженкинса «Лунный свет»!.. 
Такого шока «Оскар», конечно, не знал и никогда ранее не видывал. В зале свистели, и пока на сцену со своими речами поднимались настоящие лауреаты, виновникам «розыгрыша» пришлось приносить неловкие извинения. 
Шоковый «Оскар»: разбор «Ридуса»
Кадр из фильма «Лунный свет»
«Лунный свет» — рассказ о юном негре, который, взрослея, осознаёт свою сексуальную ориентацию вопреки тотальной нетолерантности окружающего его общества — с самого начала наградного сезона шёл с «Ла-Ла Лендом» ноздря в ноздрю, так как в полной мере отвечает текущему голливудскому запросу. 
Как и «Ограды» (которые также претендовали на главную награду), «Лунный свет» — торжество расовой «справедливости», словно специально заточенное под нынешний «Оскар»: это два фильма, в котором разве что самый зоркий глаз разглядит белую кожу (а может, и не разглядит вовсе).
Трансляция с церемонии кинонаград
Но всё-таки до последнего казалось, что актёрских и утешительных призов будет им предостаточно. Но нет: как и три года назад, когда победили «12 лет рабства», Академия «прогнулась» под давлением общественности, выбрав «чёрную» тему в обход «белого» качества. 
Так главной темой торжественного вечера стало извинение Киноакадемии перед чернокожими кинематографистами, оскорблёнными якобы существующим неравноправием по части распределения золотых статуэток. «Лунный свет» был также отмечен за лучшую сценарную адаптацию и за исполненную Махершалом Али мужскую роль второго плана, а сыгравшую в драме «Ограды» Виолу Дэвис признали лучшей исполнительницей вспомогательной роли. 
Шоковый «Оскар»: разбор «Ридуса»
Кадр из фильма «Ограды»
Если «Лунный свет» вышел у нас только что, то прокат второй картины в России пока что не запланирован. «Ограды» — это горькая повесть о небогатой супружеской паре, переживающей кризис в личных отношениях: муж изменил любимой, как сам утверждает, жене с забеременевшей от него молодухой. 
Виола Дэвис своим успехом обязана фильму «Сомнение», уже упомянутой «Прислуге», а также высоко оценённому критиками сериалу «Как избежать наказания за убийство». Но всё-таки в отличие от чернокожих лауреаток последних лет — назовём Лупиту Нионго, Октавию Спенсер и Мо’Ник, — 51-летняя Дэвис победила не потому, что чёрная и сыграла роль страдающей чёрной женщины (хотя и этого, разумеется, не отнять). В данном случае всё же очевиден и большой драматический талант, раскрывшийся в «Оградах» в полной мере. Это действительно роль, достойная награды, что подчёркивается ещё и тем, что в собранной пятёрке у актрисы попросту не было соперниц с аналогичным по амплитуде материалом. 
Сказать то же самое про 43-летнего Махершалу Али не получится: обаятельному артисту просто повезло оказаться в нужном месте в нужное время. Хорошо зарекомендовав себя в таких телевизионных хитах как «Карточный домик» и «Люк Кейдж», в «Лунном свете» он сыграл барыгу с доброй душой, изобразил условную фигуру отца, который делится с главным героем правилами жизни на улице. Великой ролью это не назовёшь, к тому же против Али выступали такие яркие артисты как Джефф Бриджес («Любой ценой») и Майкл Шеннон («Под покровом ночи»). Но у противников оказался один существенный недостаток: они — белые. 
Шоковый «Оскар»: разбор «Ридуса»
Кадр из фильма «Манчестер у моря»
В этой связи победу Кейси Аффлека в номинации за лучшую мужскую роль тоже можно счесть сюрпризом: ведь на свой третий «Оскар» в этот раз нацелился сам Дензел Вашингтон, который вполне мог выступить для преимущественно «белой» Академии ещё одной козырной картой: вот, мол, вам, какие же мы расисты?!. Однако выиграла «скромная», но прочувствованная роль в психологической драме (скорее даже — трагедии) «Манчестер у моря». 
41-летний Кейси Аффлек снимается уже более двадцати лет. Он был одним из «Друзей Оушена», но всерьёз заявил о себе в 2007-м году лентами «Прощай, детка, прощай» и «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса». Его нынешний успех значим ещё и потому, что роли, подобные этой, у «Оскара», как правило, не в чести: Аффлек играет тонко, избегая тех «жирных мазков», что обычно приветствуются академиками. 
Фильм «Манчестер у моря», который в наш прокат выйдет через месяц, также получил приз за лучший оригинальный сценарий. 
Шоковый «Оскар»: разбор «Ридуса»
Кадр из фильма «Ла-Ла Ленд»
Ну, а «Ла-Ла Ленд»… «Ла-Ла Ленд» со своими четырнадцатью номинациями получил в общей сложности шесть наград — что, впрочем, тоже очень много. 
Дэмьен Шазелл был признан лучшим режиссёром, и его победа — историческая сама по себе: в 32 года и 38 дней он стал самым молодым режиссёром среди тех, кто когда-либо получал «Оскар». Предыдущий рекорд — 32 года и 260 дней — с 1931-го года удерживал Норман Таурог, выигравший награду 85 лет назад (!) на 4-й торжественной церемонии. 
Ранее, напомним, Шазелл был известен как автор музыкального педагогического триллера «Одержимость», два года назад также претендовавшего на звание «Лучшего фильма» и отмеченного в итоге тремя премиями Киноакадемии. 
А вот 28-летняя Эмма Стоун, названная лучшей актрисой года, рекорда не установила: «Оскар» любит молоденьких и талантливых красавиц — и регулярно их поощряет. Стоун была в числе потенциальных претенденток на высокую награду последние пять лет, после того, как взлетела благодаря «Прислуге». Не всем понравилась её дружба с «Новым Человеком-Пауком», многих очаровал её союз с Вуди Алленом, но свою первую настоящую заявку на «Оскар» Эмма Стоун сделала два года назад в «Бёрдмэне». Полученный ею прошлой осенью приз Венецианского кинофестиваля стал сигналом к тому, что девушка созрела и для большего, и вот — закономерный и безусловный триумф. 
Добавим к этому призы за лучшую музыку и лучшую песню («City of Stars»), за лучшую операторскую работу и за лучшие декорации. 
Шоковый «Оскар»: разбор «Ридуса»
Кадр из фильма «Фантастические твари и где они обитают»
На этом фоне победы других фильмов вполне можно счесть статистической погрешностью: картины они не делают. «По соображениям совести» отмечено за лучший монтаж и лучшее сведение звука. «Прибытие» - за лучший монтаж звука. «Фантастические твари и где они обитают» награждены за лучший дизайн костюмов, «Отряд самоубийц» - за лучший грим и причёски, «Книга джунглей» - за лучшие визуальные эффекты.
Анимация сюрпризов не принесла: лучший полнометражный фильм — «Зверополис», лучшая короткометражка — «Песочник». Лучшим документальным фильмом названа 7,5-часовая работа Эзры Эдельмана «О. Джей: Сделано в Америке» (по сути, это даже не фильм, а целый сериал), лучшей документальной короткометражкой стали «Белые шлемы». Лучшая игровая короткометражная лента — «Пой».
Относительной сенсацией можно назвать разве что второй «Оскар» Асгара Фархади за лучший иноязычный фильм — за «Коммивояжера». Но и тут, вероятнее всего, вмешалась политика: иранский режиссёр не смог посетить церемонию из-за новых президентских указов, что не могло не вызвать дополнительное сочувствие со стороны настроенных против Дональда Трампа киноакадемиков.
Шоковый «Оскар»: разбор «Ридуса»
Кадр из фильма «Коммивояжер»
Если смотреть на цифры телевизионных рейтингов, то видно, что в последние годы «Оскар» неуклонно теряет в популярности. Это по-прежнему одно из ключевых телесобытий года, привлекающее к себе внимание миллионов, но практически полное отсутствие интриги портит всё дело. Тем большее значение придаётся организаторами самой церемонии, которую всякий раз стараются сделать не только короче, но и ярче, смешнее, зрелищнее.
Нынче за конферанс отвечал популярный американский телеведущий Джимми Киммел, традиционно шутивший над получившим продюсерскую номинацию Мэттом Дэймоном («издевательства» над артистом — фирменная шутка его ночного ток-шоу; Дэймон не остался в накладе, в один из моментов подставив Киммелу подножку). Яркими моментами вечера стали открывающий выход Джастина Тимберлейка с номинированной песней «Can't stop the feeling» из мультфильма «Тролли», прилетающий с неба под вагнеровских «Валькирий» попкорн, «случайно» зашедшие в зал туристы… Хотя с финалом, разумеется, ничто и ни в какой мере не сравнится.
Добавим к этому многочисленные стоячие овации — как в честь получившей свою двадцатую номинацию Мэрил Стрип, так и в честь почётных лауреатов, среди которых был и всеобщий любимец Джеки Чан. Со вкусом были сделаны традиционные оскаровские нарезки лучших архивных моментов и фрагментов из голливудской классики, с чувством произносились благодарственные речи. Остаётся только пожалеть, что российские телезрители были в очередной раз лишены этого зрелища.



Вернуться назад