Юристы: мажоров на «геликах» тюрьма не остановит
Инициатива сенатора Тюльпанова повысить наказание за автохулиганство до уровня хулиганства обыкновенного вряд ли снизит количество таких случаев, соглашаются практикующие юристы. © Оксана Викторова/Коллаж/Ridus
Стритрейсеров и прочих автохулиганов будут сажать за решетку на пять лет, если через Госудму пройдут поправки в УК, внесенные сенатором Вадим Тюльпановым в понедельник. Статью 213 УК «Хулиганство» предлагается дополнить пунктом, где грубое нарушение общественного порядка при управлении транспортным средством станет считаться квалифицирующим признаком уголовно наказуемого хулиганства.
Сенатор, как это часто случается в России, идет по самому простому, но далеко не самому эффективному пути, полагает президент коллегии адвокатов «Персона права» Алена Горнак, представлявшая в суде интересы самой неукротимой из известных науке автохулиганок Мары Багдасарян. «В российских кодексах, и Уголовном, и об административных правонарушениях, уже более чем достаточно инструментов, чтобы лишить автохулиганов желания совершать не просто повторные, но и первичные нарушения закона. Однако автолихачи отлично знают, что в нашей стране главная проблема не в отсутствии суровых наказаний, а в практике правоприменения», сказала «Ридусу» адвокат. Русское многовековое наблюдение «закон что дышло» сохраняет истинность и в век видеорегистраторов, роботизированных коробок передач и двигателей с турбонаддувом. Владельцы всего этого добра отлично знают, что если они нахулиганят — то этого не заметят, если заметят — не поймают, если поймают — не докажут, если докажут — то спустят на тормозах. Наказание за хулиганство за рулем, согласно внесенным поправкам, предполагает штраф от 300 до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, обязательные работы на срок до 480 часов, исправительные работы на срок от одного года до двух лет, принудительные работы на срок до пяти лет или лишение свободы до пяти лет.
Даже теми штрафами, которые предлагают поправки, вряд ли можно сильно испугать автохулиганов — ведь для многих из них даже полмиллиона — это карманные деньги, предупреждает Горнак. Потому что у так называемых «простых людей» редко бывают хаммеры и лендроверы, а серьезные владельцы такого железа точно не станут устраивать гонки по улицам. Методом исключения остаются лишь те, кому дорогие тачки достались от родителей в комплекте с ощущением полной безнаказанности за спиной этих родителей — как правило, тех самых «серьезных людей».
«Надо поэтому не тратить время законодателей на поправки, а добиваться того, чтобы и на досудебном этапе, и в судах нарушители не могли рассчитывать на то, что судьи приговорят их по минимально возможному наказанию, учитывая высокое положение родственников подсудимых. Ведь во всем мире давно известно, что на статистику правонарушений влияет не суровость кары, а гарантия того, что она свершится», — напоминает юрист. Наблюдаемая в последние годы тенденция наших законодателей придумывать уголовную статью под каждое жизненное обстоятельство беспокоит многих юристов. «В УК РФ сейчас более 360 статей. Если депутаты будут добавлять статьи под каждый случай, кодекс раздуется до невразумительного размера. В философии есть такой принцип — „Не следует множить сущее без необходимости“. Этот же принцип, lex parsimoniae, следует применять и к юриспруденции», — сказала «Ридусу» профессор Московской государственной юридической академии Лариса Масленникова.
Вернуться назад
Стритрейсеров и прочих автохулиганов будут сажать за решетку на пять лет, если через Госудму пройдут поправки в УК, внесенные сенатором Вадим Тюльпановым в понедельник. Статью 213 УК «Хулиганство» предлагается дополнить пунктом, где грубое нарушение общественного порядка при управлении транспортным средством станет считаться квалифицирующим признаком уголовно наказуемого хулиганства.
Сенатор, как это часто случается в России, идет по самому простому, но далеко не самому эффективному пути, полагает президент коллегии адвокатов «Персона права» Алена Горнак, представлявшая в суде интересы самой неукротимой из известных науке автохулиганок Мары Багдасарян. «В российских кодексах, и Уголовном, и об административных правонарушениях, уже более чем достаточно инструментов, чтобы лишить автохулиганов желания совершать не просто повторные, но и первичные нарушения закона. Однако автолихачи отлично знают, что в нашей стране главная проблема не в отсутствии суровых наказаний, а в практике правоприменения», сказала «Ридусу» адвокат. Русское многовековое наблюдение «закон что дышло» сохраняет истинность и в век видеорегистраторов, роботизированных коробок передач и двигателей с турбонаддувом. Владельцы всего этого добра отлично знают, что если они нахулиганят — то этого не заметят, если заметят — не поймают, если поймают — не докажут, если докажут — то спустят на тормозах. Наказание за хулиганство за рулем, согласно внесенным поправкам, предполагает штраф от 300 до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, обязательные работы на срок до 480 часов, исправительные работы на срок от одного года до двух лет, принудительные работы на срок до пяти лет или лишение свободы до пяти лет.
Даже теми штрафами, которые предлагают поправки, вряд ли можно сильно испугать автохулиганов — ведь для многих из них даже полмиллиона — это карманные деньги, предупреждает Горнак. Потому что у так называемых «простых людей» редко бывают хаммеры и лендроверы, а серьезные владельцы такого железа точно не станут устраивать гонки по улицам. Методом исключения остаются лишь те, кому дорогие тачки достались от родителей в комплекте с ощущением полной безнаказанности за спиной этих родителей — как правило, тех самых «серьезных людей».
«Надо поэтому не тратить время законодателей на поправки, а добиваться того, чтобы и на досудебном этапе, и в судах нарушители не могли рассчитывать на то, что судьи приговорят их по минимально возможному наказанию, учитывая высокое положение родственников подсудимых. Ведь во всем мире давно известно, что на статистику правонарушений влияет не суровость кары, а гарантия того, что она свершится», — напоминает юрист. Наблюдаемая в последние годы тенденция наших законодателей придумывать уголовную статью под каждое жизненное обстоятельство беспокоит многих юристов. «В УК РФ сейчас более 360 статей. Если депутаты будут добавлять статьи под каждый случай, кодекс раздуется до невразумительного размера. В философии есть такой принцип — „Не следует множить сущее без необходимости“. Этот же принцип, lex parsimoniae, следует применять и к юриспруденции», — сказала «Ридусу» профессор Московской государственной юридической академии Лариса Масленникова.
Вернуться назад