Пробить «асфальт» Голливуда: кинопремия «Ника» отпраздновала 30-летие
28-го марта в Москве отметили юбилей «Ники» — первой и главной профессиональной премии за достижения в российском кино. © Александр Родионов/Ridus
[/i] Свернуть описание Показать описание
[/i]
[/i]Фотогалерея
[/i]
[/i]Все
В тридцатый раз награду вручали по итогам Года российского кино, который, по мнению Президента Российской Академии кинематографических искусств Андрея Кончаловского, «получился интересный»: наше кино, конечно, «всегда будет бороться с асфальтом и цементом голливудского кино, но ростки пробиваются» — и у академиков было, из чего выбирать.
Кончаловский открывал церемонию в силу своей должности, а закрывал её уже как автор лучшего фильма 2016-го года: его «Рай», ранее премированный «Белым слоном» и «Золотым орлом», победил вполне предсказуемо, так как действительно лучший. «Картина, которую мы делали, — сказал режиссёр, — мы делали её потому, что эта тема начинает забываться. Я имею в виду катастрофу ХХ века и в особенности Холокост. {…} Никогда рана не должна быть нами забыта».
Андрей Кончаловский
Весьма условную конкуренцию «Раю» составляли «Дама Пик» Павла Лунгина, «Дуэлянт» Алексея Мизгирёва, «Коллектор» Алексея Красовского, «Монах и бес» Николая Досталя, «Ученик» Кирилла Серебренникова. Тут сразу надо отметить, что такие заметные работы прошлого года как «Экипаж», «Ледокол» и «Хардкор» в число номинантов, что весьма прискорбно, не попали. Досталь и Серебренников также противостояли Кончаловскому в режиссёрской номинации. Любопытно, что вручение этого важнейшего приза — подобное произошло, кажется, впервые, — перенесли в этот раз из финальной части вечера в его середину: видимо, чтобы не показалось, что Кончаловского нынче «очень много». Кстати сказать, свою первую «Нику» мастер получил ещё на второй церемонии — по итогам 1988-го года он был награждён за с большим опозданием вышедшую на экран «Историю Аси Клячиной». Сыгравшая в фильме своего супруга главную женскую роль Юлия Высоцкая получила «Нику», обыграв Ксению Раппопорт из «Дамы Пик» и Наталью Павленкову из «Зоологии». Таким образом, у «Рая» — три золотых статуэтки Богини Победы.
«Хороший мальчик») и Константином Хабенским («Коллектор»), второй — лучшая мужская роль второго плана — с Михаилом Боярским («Самый лучший день») и Александром Горчилиным («Ученик»).
Три «Ники» и у «Дуэлянта»: Академия отметила операторскую работу Максима Осадчего, работу художника Андрея Понкратова и художника по костюмам Татьяны Патрахальцевой (для неё это уже вторая награда). Примечательно, что нашумевший «Викинг» был выдвинут на соискание премии только лишь в двух последних категориях. «Коробки» Эдуард Бордуков и исполнитель главной роли в «Ученике» Пётр Скворцов), а Юлия Ауг получила «Нику» за лучшее исполнение женской роли второго плана. Правда, Ауг вышла на сцену не одна: награду с ней разделила (на «Нике» такое бывает довольно часто) Елена Коренева, сыгравшая в ленте Владимира Мирзоева «Её звали Муму» (третьей в их списке была Светлана Брагарник из того же «Ученика»). «Герой» была премирована Академией в своей единственной номинации — за лучшую музыку, написанную нашим классиком Эдуардом Артемьевым (для него это уже третья «Ника»). «В лучах солнца» (это его вторая победа), лучшим анимационным фильмом названа «Кукушка» Дины Великовской.
«Салам, Масква» была отмечена специальной премией «За творческие достижения в области телевизионной кинематографии».
Ещё меньше сходства в проведении самой церемонии вручения наград. У «Ники» куцая красная дорожка, толпа на входе, отсутствие дресс-кода и той дисциплины, что заставляла бы всех вовремя усаживаться на свои места или не говорить столь длинные речи. Но есть кое-что и общее: в этот раз зал дружно вставал чествовать не только почётных лауреатов, но, например, и Александра Аскольдова, присутствовавшего в зале автора легендарного «Комиссара». Научились академики и аплодировать — как своим выходящим на сцену коллегам (порой с искренностью этих хлопков бывали проблемы), так и тем, кого уже нет, но кто остался навеки в мемориальных роликах, предваряющих некоторые номинации.
оскаровский конфуз с «ошибочным» победителем — когда вышедший вручать премию за лучшую операторскую работу Игорь Клебанов сперва интонационно выделил снявшего «Ученика» Владислава Опельянца. Зал уже начал аплодировать и поздравлять, но неизменный руководитель церемонии Юлий Гусман не дал ситуации развернуться, оставил Опельянца на месте — и уже тогда выяснилось, что Клебанов «всего лишь» собирался перечислить номинантов, а в его конверте оказалось имя Максима Осадчего (кстати, за призом не явившегося). © Александр Родионов/Ridus
Однако что более всего сближает нашу «Нику» с чужеземным «Оскаром»: наличие гражданской позиции, которую многие лауреаты не побоялись высказать вслух, выступив с яркими политическими заявлениями. В этом отношении Академия подтвердила свой давний статус непокорной и «неудобной» — в отличие от «ручного» и полностью послушного «Золотого орла». И тем самым, по словам сценариста Павла Финна, рождённая в бурю «Ника» доказала, что по-прежнему жива и по-прежнему что-то да значит.
Вернуться назад
[/i] Свернуть описание Показать описание
[/i]
[/i]Фотогалерея
[/i]
[/i]Все
В тридцатый раз награду вручали по итогам Года российского кино, который, по мнению Президента Российской Академии кинематографических искусств Андрея Кончаловского, «получился интересный»: наше кино, конечно, «всегда будет бороться с асфальтом и цементом голливудского кино, но ростки пробиваются» — и у академиков было, из чего выбирать.
Кончаловский открывал церемонию в силу своей должности, а закрывал её уже как автор лучшего фильма 2016-го года: его «Рай», ранее премированный «Белым слоном» и «Золотым орлом», победил вполне предсказуемо, так как действительно лучший. «Картина, которую мы делали, — сказал режиссёр, — мы делали её потому, что эта тема начинает забываться. Я имею в виду катастрофу ХХ века и в особенности Холокост. {…} Никогда рана не должна быть нами забыта».
Андрей Кончаловский
Весьма условную конкуренцию «Раю» составляли «Дама Пик» Павла Лунгина, «Дуэлянт» Алексея Мизгирёва, «Коллектор» Алексея Красовского, «Монах и бес» Николая Досталя, «Ученик» Кирилла Серебренникова. Тут сразу надо отметить, что такие заметные работы прошлого года как «Экипаж», «Ледокол» и «Хардкор» в число номинантов, что весьма прискорбно, не попали. Досталь и Серебренников также противостояли Кончаловскому в режиссёрской номинации. Любопытно, что вручение этого важнейшего приза — подобное произошло, кажется, впервые, — перенесли в этот раз из финальной части вечера в его середину: видимо, чтобы не показалось, что Кончаловского нынче «очень много». Кстати сказать, свою первую «Нику» мастер получил ещё на второй церемонии — по итогам 1988-го года он был награждён за с большим опозданием вышедшую на экран «Историю Аси Клячиной». Сыгравшая в фильме своего супруга главную женскую роль Юлия Высоцкая получила «Нику», обыграв Ксению Раппопорт из «Дамы Пик» и Наталью Павленкову из «Зоологии». Таким образом, у «Рая» — три золотых статуэтки Богини Победы.
«Хороший мальчик») и Константином Хабенским («Коллектор»), второй — лучшая мужская роль второго плана — с Михаилом Боярским («Самый лучший день») и Александром Горчилиным («Ученик»).
Три «Ники» и у «Дуэлянта»: Академия отметила операторскую работу Максима Осадчего, работу художника Андрея Понкратова и художника по костюмам Татьяны Патрахальцевой (для неё это уже вторая награда). Примечательно, что нашумевший «Викинг» был выдвинут на соискание премии только лишь в двух последних категориях. «Коробки» Эдуард Бордуков и исполнитель главной роли в «Ученике» Пётр Скворцов), а Юлия Ауг получила «Нику» за лучшее исполнение женской роли второго плана. Правда, Ауг вышла на сцену не одна: награду с ней разделила (на «Нике» такое бывает довольно часто) Елена Коренева, сыгравшая в ленте Владимира Мирзоева «Её звали Муму» (третьей в их списке была Светлана Брагарник из того же «Ученика»). «Герой» была премирована Академией в своей единственной номинации — за лучшую музыку, написанную нашим классиком Эдуардом Артемьевым (для него это уже третья «Ника»). «В лучах солнца» (это его вторая победа), лучшим анимационным фильмом названа «Кукушка» Дины Великовской.
«Салам, Масква» была отмечена специальной премией «За творческие достижения в области телевизионной кинематографии».
Ещё меньше сходства в проведении самой церемонии вручения наград. У «Ники» куцая красная дорожка, толпа на входе, отсутствие дресс-кода и той дисциплины, что заставляла бы всех вовремя усаживаться на свои места или не говорить столь длинные речи. Но есть кое-что и общее: в этот раз зал дружно вставал чествовать не только почётных лауреатов, но, например, и Александра Аскольдова, присутствовавшего в зале автора легендарного «Комиссара». Научились академики и аплодировать — как своим выходящим на сцену коллегам (порой с искренностью этих хлопков бывали проблемы), так и тем, кого уже нет, но кто остался навеки в мемориальных роликах, предваряющих некоторые номинации.
оскаровский конфуз с «ошибочным» победителем — когда вышедший вручать премию за лучшую операторскую работу Игорь Клебанов сперва интонационно выделил снявшего «Ученика» Владислава Опельянца. Зал уже начал аплодировать и поздравлять, но неизменный руководитель церемонии Юлий Гусман не дал ситуации развернуться, оставил Опельянца на месте — и уже тогда выяснилось, что Клебанов «всего лишь» собирался перечислить номинантов, а в его конверте оказалось имя Максима Осадчего (кстати, за призом не явившегося). © Александр Родионов/Ridus
Однако что более всего сближает нашу «Нику» с чужеземным «Оскаром»: наличие гражданской позиции, которую многие лауреаты не побоялись высказать вслух, выступив с яркими политическими заявлениями. В этом отношении Академия подтвердила свой давний статус непокорной и «неудобной» — в отличие от «ручного» и полностью послушного «Золотого орла». И тем самым, по словам сценариста Павла Финна, рождённая в бурю «Ника» доказала, что по-прежнему жива и по-прежнему что-то да значит.
Вернуться назад