DataLife Engine > Политика > Пробить «асфальт» Голливуда: кинопремия «Ника» отпраздновала 30-летие

Пробить «асфальт» Голливуда: кинопремия «Ника» отпраздновала 30-летие

Пробить «асфальт» Голливуда: кинопремия «Ника» отпраздновала 30-летие
28-го марта в Москве отметили юбилей «Ники» — первой и главной профессиональной премии за достижения в российском кино. © Александр Родионов/Ridus
[/i] Свернуть описание Показать описание
[/i]
[/i]Фотогалерея
[/i]
[/i]Все
В тридцатый раз награду вручали по итогам Года российского кино, который, по мнению Президента Российской Академии кинематографических искусств Андрея Кончаловского, «получился интересный»: наше кино, конечно, «всегда будет бороться с асфальтом и цементом голливудского кино, но ростки пробиваются» — и у академиков было, из чего выбирать.
Кончаловский открывал церемонию в силу своей должности, а закрывал её уже как автор лучшего фильма 2016-го года: его «Рай», ранее премированный «Белым слоном» и «Золотым орлом», победил вполне предсказуемо, так как действительно лучший. «Картина, которую мы делали, — сказал режиссёр, — мы делали её потому, что эта тема начинает забываться. Я имею в виду катастрофу ХХ века и в особенности Холокост. {…} Никогда рана не должна быть нами забыта».
Пробить «асфальт» Голливуда: кинопремия «Ника» отпраздновала 30-летие
Андрей Кончаловский
Весьма условную конкуренцию «Раю» составляли «Дама Пик» Павла Лунгина, «Дуэлянт» Алексея Мизгирёва, «Коллектор» Алексея Красовского, «Монах и бес» Николая Досталя, «Ученик» Кирилла Серебренникова. Тут сразу надо отметить, что такие заметные работы прошлого года как «Экипаж», «Ледокол» и «Хардкор» в число номинантов, что весьма прискорбно, не попали. Досталь и Серебренников также противостояли Кончаловскому в режиссёрской номинации. Любопытно, что вручение этого важнейшего приза — подобное произошло, кажется, впервые, — перенесли в этот раз из финальной части вечера в его середину: видимо, чтобы не показалось, что Кончаловского нынче «очень много». Кстати сказать, свою первую «Нику» мастер получил ещё на второй церемонии — по итогам 1988-го года он был награждён за с большим опозданием вышедшую на экран «Историю Аси Клячиной». Сыгравшая в фильме своего супруга главную женскую роль Юлия Высоцкая получила «Нику», обыграв Ксению Раппопорт из «Дамы Пик» и Наталью Павленкову из «Зоологии». Таким образом, у «Рая» — три золотых статуэтки Богини Победы.
Пробить «асфальт» Голливуда: кинопремия «Ника» отпраздновала 30-летие
Пробить «асфальт» Голливуда: кинопремия «Ника» отпраздновала 30-летие
Пробить «асфальт» Голливуда: кинопремия «Ника» отпраздновала 30-летие
Пробить «асфальт» Голливуда: кинопремия «Ника» отпраздновала 30-летие
«Хороший мальчик») и Константином Хабенским («Коллектор»), второй — лучшая мужская роль второго плана — с Михаилом Боярским («Самый лучший день») и Александром Горчилиным («Ученик»).
Три «Ники» и у «Дуэлянта»: Академия отметила операторскую работу Максима Осадчего, работу художника Андрея Понкратова и художника по костюмам Татьяны Патрахальцевой (для неё это уже вторая награда). Примечательно, что нашумевший «Викинг» был выдвинут на соискание премии только лишь в двух последних категориях.
Пробить «асфальт» Голливуда: кинопремия «Ника» отпраздновала 30-летие
«Коробки» Эдуард Бордуков и исполнитель главной роли в «Ученике» Пётр Скворцов), а Юлия Ауг получила «Нику» за лучшее исполнение женской роли второго плана. Правда, Ауг вышла на сцену не одна: награду с ней разделила (на «Нике» такое бывает довольно часто) Елена Коренева, сыгравшая в ленте Владимира Мирзоева «Её звали Муму» (третьей в их списке была Светлана Брагарник из того же «Ученика»).
Пробить «асфальт» Голливуда: кинопремия «Ника» отпраздновала 30-летие
«Герой» была премирована Академией в своей единственной номинации — за лучшую музыку, написанную нашим классиком Эдуардом Артемьевым (для него это уже третья «Ника»).
Пробить «асфальт» Голливуда: кинопремия «Ника» отпраздновала 30-летие
«В лучах солнца» (это его вторая победа), лучшим анимационным фильмом названа «Кукушка» Дины Великовской.
Пробить «асфальт» Голливуда: кинопремия «Ника» отпраздновала 30-летие
Пробить «асфальт» Голливуда: кинопремия «Ника» отпраздновала 30-летие
«Салам, Масква» была отмечена специальной премией «За творческие достижения в области телевизионной кинематографии».
Пробить «асфальт» Голливуда: кинопремия «Ника» отпраздновала 30-летие
Пробить «асфальт» Голливуда: кинопремия «Ника» отпраздновала 30-летие
Пробить «асфальт» Голливуда: кинопремия «Ника» отпраздновала 30-летие
Пробить «асфальт» Голливуда: кинопремия «Ника» отпраздновала 30-летие

Ещё меньше сходства в проведении самой церемонии вручения наград. У «Ники» куцая красная дорожка, толпа на входе, отсутствие дресс-кода и той дисциплины, что заставляла бы всех вовремя усаживаться на свои места или не говорить столь длинные речи. Но есть кое-что и общее: в этот раз зал дружно вставал чествовать не только почётных лауреатов, но, например, и Александра Аскольдова, присутствовавшего в зале автора легендарного «Комиссара». Научились академики и аплодировать — как своим выходящим на сцену коллегам (порой с искренностью этих хлопков бывали проблемы), так и тем, кого уже нет, но кто остался навеки в мемориальных роликах, предваряющих некоторые номинации.
Пробить «асфальт» Голливуда: кинопремия «Ника» отпраздновала 30-летие
Пробить «асфальт» Голливуда: кинопремия «Ника» отпраздновала 30-летие
Пробить «асфальт» Голливуда: кинопремия «Ника» отпраздновала 30-летие
оскаровский конфуз с «ошибочным» победителем — когда вышедший вручать премию за лучшую операторскую работу Игорь Клебанов сперва интонационно выделил снявшего «Ученика» Владислава Опельянца. Зал уже начал аплодировать и поздравлять, но неизменный руководитель церемонии Юлий Гусман не дал ситуации развернуться, оставил Опельянца на месте — и уже тогда выяснилось, что Клебанов «всего лишь» собирался перечислить номинантов, а в его конверте оказалось имя Максима Осадчего (кстати, за призом не явившегося).
Пробить «асфальт» Голливуда: кинопремия «Ника» отпраздновала 30-летие
Пробить «асфальт» Голливуда: кинопремия «Ника» отпраздновала 30-летие
© Александр Родионов/Ridus
Однако что более всего сближает нашу «Нику» с чужеземным «Оскаром»: наличие гражданской позиции, которую многие лауреаты не побоялись высказать вслух, выступив с яркими политическими заявлениями. В этом отношении Академия подтвердила свой давний статус непокорной и «неудобной» — в отличие от «ручного» и полностью послушного «Золотого орла». И тем самым, по словам сценариста Павла Финна, рождённая в бурю «Ника» доказала, что по-прежнему жива и по-прежнему что-то да значит.



Вернуться назад