Сможет ли Медведев создать высокотехнологичную экономику?
На прошлой неделе Владимир Путин обсудил с премьер-министром Дмитрием Медведевым состояние экономики России. Затем глава правительства выступил с отчетом в Государственной Думе. В целом экономика страны вошла в стадию роста, наблюдается хорошая динамика в фармацевтической промышленности и в сельском хозяйстве. В других отраслях также наметились позитивные сдвиги.
Однако страна все еще сильно зависит от нефтяных доходов. Сможет ли правительство Дмитрия Медведева выполнить главную задачу: создать современную высокотехнологичную экономику, которая позволит России значительно уменьшить зависимость от мировых цен на нефть? Эту проблему обсудили Айдын Мехтиев и Саид Гафуров. Они пришли к неожиданным парадоксальным выводам, которые дают надежду, что также вопреки абсолютной нелогичности действий властей, может случиться и такое.
— Как вам основные приоритеты, реализуемые и намеченные властью?
— На самом деле, основная линия нашего правительства заключается в том, что Россия вышла из стагнации, начался экономический рост. Это очень важно, потому что, дело даже не в том, что это отчет, а в том, что экономическая политика вообще и бюджетная, кредитно-денежная, промышленная, сельскохозяйственная в частности строится на основании достигнутого. То есть, эта констатация отчетной деятельности, это, на самом деле, основа для программы работы дальше.
Базовый тезис, который премьер-министр доложил президенту и Госдуме, состоит в том, что Россия вышла из состояния кризиса. То есть наша экономическая политика больше не антикризисная. Это политика, ориентированная на развитие, а значит, требуются другие инструменты, перераспределение акцентов. Это — важнейший и показательнейший момент.
И дело не в том, что Медведев хвастается: он говорит, что, хотя эти цифры нашего роста не очень большие, на самом деле, они означают смену парадигмы или, как он любит говорить — экономической мысли в головах членов кабинета министров. Мы больше не думаем, как нам справиться с кризисом, у нас голова работает над тем, как обеспечить дальнейшее развитие. Это очень важный нюанс.
Но здесь сразу возникает занятный вопрос. Есть общее мнение, что российская экономическая политика, взятая в целом, является либеральной. А я всегда говорю: послушайте, экономическая наука, как любая другая общественная наука, имеет два базовых подхода. Один называется дисколлективный или позитивный. Это описывает то, как есть на самом деле.
А второй — нормативный, который говорит, как должна развиваться та или иная область общественной жизни, в данном случае экономика. И с точки зрения норматива это действительно так. Они говорят о либеральности. Но если мы реально взглянем на то, что на самом деле происходит в экономике, если примем эти два направления экономической мысли: неолиберальная и оппозиционная, которая вроде бы постепенно берет верх.
Потому что доминирующая — неолиберальная — опиралась на вашингтонский консенсус. Основные расхождения сейчас состоят в роли государства — насколько важную роль оно играет. Есть и много других нюансов.
Кто-то говорит, что деньги не имеют значение, и экономика — это вообще не про деньги, а удовлетворение материальных благ населения и эффективное перераспределение ресурсов. Либералы говорят прямо противоположное: только деньги имеют значение, всем остальным мы не можем управлять, мы должны балансировать нулевой бюджет, не влезать по-возможности в долги и не мешать рыночным силам действовать.
И если хорошо посмотреть, то получается, что вся наша политика отнюдь не либеральная. Медведев говорит, что у нас крайне неравномерный рост производства. В целом по стране чуть больше 1%, но в фармацевтике 24%. Производители сельхозтехники сообщили, что у них чуть ли не 60% годовой прирост.
Это явно роль государства, его непосредственное влияние. Медведев говорит, докладывая президенту, о президентских программах. И каждая из них — это прямой вызов тем либеральным ценностям, которые формально, с точки зрения нормативной экономической науки, являются приоритетом правительства, ведь они — либералы.
А на практике они проводят абсолютно антилиберальную политику, вбухивая ресурсы государства даже и по псевдогосударственной политике, но все равно, имеющей государственный контроль, в те сектора, что им нужно. Хотя по целому ряду обязательств этого быть не должно. И при вступление в ВТО говорили, что мы — рыночники и либералы.
А на самом деле — «Васька слушает, да ест». И это правильно. Рынок сам ничего хорошего, действительно нужного стране и обществу не сделает. У участников рынка задачи совершенно другие. Поэтому наша власть проводит устойчиво антилиберальную политику, в том числе в кредитно-денежной сфере.
Конечно, это не входит в сферу ответственности правительства, но это тоже власть — финансовая. У нас фактически создана двухконтурная система финансирования, крайне неприемлемая для либералов. То есть для большей части экономики деньги по одним ставкам идут, а для приоритетных — по совершенно другим, намного более низким.
— Наши ответные меры на санкции Евросоюза и США, а также запрет на поставку фруктов и овощей из Турции очень помогли развиться отечественному сельскому хозяйству. Наши властивдруг поняли, что есть огромные просторы для плантаций в России. Незачем покупать за валюту турецкие или другие импортные помидоры, когда мы можем свои выращивать не хуже.
Принято решение, что мы не будем так слепо импортировать, а свое развивать. У нас сейчас уже очень хорошая ситуация с производством пшеницы. Мы уже лидируем. И в целом производство отечественных сельхозпродуктов — овощей, фруктов и даже мяса — заметно выросло. Министр сельского хозяйства сказал, что скоро мы от импорта вообще можем отказаться.
— Успехи у нас в сельхозпроизводстве — очень большие. Но есть очень важный аспект, что мы теперь — не самостоятельны, что мы уже — Евразийское экономическое сообщество, то есть мы — уже союз. И большой вопрос, где вкуснее помидоры. Скажем, в Киргизии есть специфика гор, и там здоровенное и вкуснейшее и полезное «бычье сердце» вырастает, которое они раньше просто перерабатывали. Потому что вести было очень неудобно, проигрывали логистике. Теперь у них есть возможность возить сюда, да еще и без пошлины.
— На рынках уже можно найти?
— Наверное, можно. Есть и льготный режим. Поэтому я думаю, что часто и турецкие производители к нам гонят под видом других. Но это уже степень таможенной дисциплины. И все-таки, не надо относиться к туркам, как к врагам. Более того, Турция ведь подавала заявку на зону свободной торговли с Евразийским Союзом, и это уже осуждалось.
Там идут очень сложные переговоры. Это также как в тот период, когда мы во ВТО вступали, очень много вещей требуют. Но в любом случае, они заинтересованы, и это будет их стимулировать. И конечно, сейчас у всех в мире кризис. В России, Белоруссии, Казахстане, Армении — во всех странах ЕврАзЭС — тоже. Это сильно ударило по интеграционным проектам, сейчас каждый сам за себя.
Вернуться назад