Почему российский истребитель пятого поколения проигрывает США и Китайцам
В этом году исполнилось семь лет, как первый истребитель пятого (ПАК ФА (Т-50)), созданный после развала СССР, поднялся в небо. И там его явно не ждали. © Оксана Викторова/Коллаж/Ridus
В январе этого года исполнилось семь лет с того момента, как первый разработанный и созданный в РФ, а не в СССР, боевой самолет поднялся в воздух. Речь идет об истребителе пятого поколения, известном по аббревиатуре ПАК ФА (Т-50). Сроки его принятия на вооружение постоянно откладываются, а многие ключевые агрегаты и приборы самолета все еще находятся на стадии разработки и испытаний. Российские военные приступят к эксплуатации нового самолета примерно через 20 лет после того, как их американские коллеги приняли на вооружение первый в мире истребитель пятого поколения F-22. Что стоит за этим отставанием? ПАК ФА учился летать одновременно с возвращением к жизни разрушенной в 90-е годы российской промышленности. Более того, этот проект стал одним из драйверов восстановления оборонки, ведь именно для его производства создавались современные производственные мощности и велись научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), оживившие российскую школу авиастроения. Самолет создавался не на пустом месте, в его основу были заложены технологии, отработанные еще на первом российском проекте истребителя пятого поколения МиГ 1.44 и на демонстраторе технологий Су-47. Многое для нового истребителя было создано в ходе модернизации самолета Су-27. И тем не менее с момента начала работ по проекту прошло уже 14 лет, а ни одного самолета пятого поколения ВКС России так и не получили.
подписан контракт на закупку еще 50 Су-35С, что красноречиво указывало на то, что эра ПАК ФА откладывается. О пробуксовке программы и сложностях, возникших непосредственно в 2015 году говорит и перенос сроков принятия самолета на вооружение. В мае 2015 В. Бондарев сообщил, а летом 2015 Ю. Борисов подтвердил, что самолет начнет поступать в войска в 2016 году. Но с тех пор произошло нечто такое, что изменило планы военного ведомства. В декабре 2016 года В. Бондарев выступил с заявлением о том, что поставки ПАК ФА в войска начнутся лишь в 2017 году.
Но и этот срок был перенесен. В феврале 2017 года Юрий Борисов так ответил на вопрос о возможных сроках поставок истребителя в войска: «Скорее всего, это следующая Госпрограмма вооружений, то есть 2018–2025 годы». При этом генерал отметил, что «необходимо завершить все испытания самолета» и, что опытная эксплуатация в ВКС ограниченной предсерийной партии ПАК ФА должна выявить его недостатки. Речь идет о 12 истребителях, которые планируется произвести с 2017 по 2020 годы. Фактически заявление Борисова означает, что истребители пятого поколения появятся в войсках после 2020 года. По оценке Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), серийное производство Т-50 начнется в 2025—2026 годах уже в облике «второго этапа» с новым двигателем. отставанием от США в области создания современного вооружения. Стоит напомнить, что США с 2005 года эксплуатируют 195 истребителей пятого поколения F-22 Raptor и уже произвели более 230 истребителей легких истребителей пятого поколения F-35 Lightning II, который начали эксплуатироваться в войсках с 2015 года. Даже авиационная промышленность Китая, самолетная часть которой прочно зиждется на советских разработках, постепенно начинает догонять российских коллег. Несмотря на все известные недостатки и проблемы с двигателстроением, китайские истребители J-20 Chengdu уже начал поступать на вооружение ВВС НОАК.
Российский ПАК ФА, если опираться на историю с F-22, от первого полета до начала эксплуатации которого прошло 15 лет, проделал только половину пути. Если в 2025 году начнется поступление этих серийных машин на вооружение ВКС России — это можно будет считать успехом промышленности. Нынешние задержки с его доведением объяснимы общим состоянием экономики страны и ее промышленности. Кроме того, работы ведутся в облаке пиара, искажающего реальность настолько, что многие удивляются, когда узнают, что этот самолет еще не стоит на вооружении, а некоторые СМИ пытаются всерьез сравнивать его с истребителями пятого поколения других стран, даже при том, что ПАК ФА не готов, а, к примеру, об американских F-22 и F-35 в открытом доступе можно найти минимум достоверной информации. В этой ситуации радует трезвый расчет военных, которые не торопятся тратить государственные деньги на дорогой, распиаренный полуфабрикат.
Вернуться назад
В январе этого года исполнилось семь лет с того момента, как первый разработанный и созданный в РФ, а не в СССР, боевой самолет поднялся в воздух. Речь идет об истребителе пятого поколения, известном по аббревиатуре ПАК ФА (Т-50). Сроки его принятия на вооружение постоянно откладываются, а многие ключевые агрегаты и приборы самолета все еще находятся на стадии разработки и испытаний. Российские военные приступят к эксплуатации нового самолета примерно через 20 лет после того, как их американские коллеги приняли на вооружение первый в мире истребитель пятого поколения F-22. Что стоит за этим отставанием? ПАК ФА учился летать одновременно с возвращением к жизни разрушенной в 90-е годы российской промышленности. Более того, этот проект стал одним из драйверов восстановления оборонки, ведь именно для его производства создавались современные производственные мощности и велись научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), оживившие российскую школу авиастроения. Самолет создавался не на пустом месте, в его основу были заложены технологии, отработанные еще на первом российском проекте истребителя пятого поколения МиГ 1.44 и на демонстраторе технологий Су-47. Многое для нового истребителя было создано в ходе модернизации самолета Су-27. И тем не менее с момента начала работ по проекту прошло уже 14 лет, а ни одного самолета пятого поколения ВКС России так и не получили.
подписан контракт на закупку еще 50 Су-35С, что красноречиво указывало на то, что эра ПАК ФА откладывается. О пробуксовке программы и сложностях, возникших непосредственно в 2015 году говорит и перенос сроков принятия самолета на вооружение. В мае 2015 В. Бондарев сообщил, а летом 2015 Ю. Борисов подтвердил, что самолет начнет поступать в войска в 2016 году. Но с тех пор произошло нечто такое, что изменило планы военного ведомства. В декабре 2016 года В. Бондарев выступил с заявлением о том, что поставки ПАК ФА в войска начнутся лишь в 2017 году.
Но и этот срок был перенесен. В феврале 2017 года Юрий Борисов так ответил на вопрос о возможных сроках поставок истребителя в войска: «Скорее всего, это следующая Госпрограмма вооружений, то есть 2018–2025 годы». При этом генерал отметил, что «необходимо завершить все испытания самолета» и, что опытная эксплуатация в ВКС ограниченной предсерийной партии ПАК ФА должна выявить его недостатки. Речь идет о 12 истребителях, которые планируется произвести с 2017 по 2020 годы. Фактически заявление Борисова означает, что истребители пятого поколения появятся в войсках после 2020 года. По оценке Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), серийное производство Т-50 начнется в 2025—2026 годах уже в облике «второго этапа» с новым двигателем. отставанием от США в области создания современного вооружения. Стоит напомнить, что США с 2005 года эксплуатируют 195 истребителей пятого поколения F-22 Raptor и уже произвели более 230 истребителей легких истребителей пятого поколения F-35 Lightning II, который начали эксплуатироваться в войсках с 2015 года. Даже авиационная промышленность Китая, самолетная часть которой прочно зиждется на советских разработках, постепенно начинает догонять российских коллег. Несмотря на все известные недостатки и проблемы с двигателстроением, китайские истребители J-20 Chengdu уже начал поступать на вооружение ВВС НОАК.
Российский ПАК ФА, если опираться на историю с F-22, от первого полета до начала эксплуатации которого прошло 15 лет, проделал только половину пути. Если в 2025 году начнется поступление этих серийных машин на вооружение ВКС России — это можно будет считать успехом промышленности. Нынешние задержки с его доведением объяснимы общим состоянием экономики страны и ее промышленности. Кроме того, работы ведутся в облаке пиара, искажающего реальность настолько, что многие удивляются, когда узнают, что этот самолет еще не стоит на вооружении, а некоторые СМИ пытаются всерьез сравнивать его с истребителями пятого поколения других стран, даже при том, что ПАК ФА не готов, а, к примеру, об американских F-22 и F-35 в открытом доступе можно найти минимум достоверной информации. В этой ситуации радует трезвый расчет военных, которые не торопятся тратить государственные деньги на дорогой, распиаренный полуфабрикат.
Вернуться назад