DataLife Engine > Политика / Общество > По чьей вине РФ исключили из состава Комитета ЮНЕСКО?

По чьей вине РФ исключили из состава Комитета ЮНЕСКО?

По чьей вине РФ исключили из состава Комитета ЮНЕСКО?
Российская Федерация несет ряд обязательств в области охраны памятников истории и культуры, вытекающих из членства Российской Федерации в ЮНЕСКО в соответствии с Уставом указанной международной организации и конвенциями. Однако, с 2013 года Российская Федерация выведена из состава Комитета всемирного наследия (World Heritage Committee или WHC), как предположил мой источник в Минкультуры, из-за политики российского Департамента контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия, который, например, продвигает в Список всемирного наследия Храм Христа Спасителя, вообще не являющегося памятником истории и культуры. В качестве правоприемника СССР Россия участвует в «Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 09.03.88 № 8595-ХI). Данная Конвенция, принятая 16 ноября 1972 года XVII Генеральной конференцией ЮНЕСКО, ввела понятие всемирного культурного и природного наследия и установила, что в соответствии с определенными критериями формируется Перечень ценностей культурного и природного наследия («Список всемирного наследия») имеющих исключительный универсальный интерес, требующих сохранения как части культурного наследия человечества. Объекты, включенные в Список, определяются Конвенцией как «всеобщее наследие», что предъявляет следующие требования: - возложение обеспечения сохранности, охраны и популяризации на то государство, на территории которого расположен объект; - признание правомочий и обязательной организации международных усилий, направленных на сохранение объекта; - отказ стран-участниц Конвенции от каких-либо действий, негативно воздействующих на объект. Реализацией положений Конвенции занимается Международный Комитет по охране всемирного культурного и природного наследия («Комитет всемирного наследия) и его исполнительное Бюро. Решения Комитета (по результатам ежегодных сессий) носят обязательный характер для всех стран-участниц. Основным документом, развивающим положения Конвенции является «Руководство по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия» от 10 июня 2013 года. Этот важнейший документ по сути является «подзаконным актом» в котором представлены разделы по управлению объектами и постоянному контролю за их состоянием (мониторинг объектов). Российская Федерация в Списке всемирного наследия представлена 16 объектами всемирного культурного наследия, причем большинство российских объектов было номинировано еще в советский период. Специальная Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, созданная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.92 № 609, является органом связи между Правительством Российской Федерации и ЮНЕСКО, который координирует участие комитетов и рабочих органов, создаваемых по направлениям программной деятельности ЮНЕСКО; организует выполнение обязательств, вытекающих из членства России в ЮНЕСКО в соответствии с ее Уставом и конвенциями, ратифицированными Россией. Секретариат Комиссии (ответственный секретарь — Григорий Орджоникидзе) функционирует на правах структурного подразделения МИДа России и является юридическим лицом, обеспечивающим совместно с Российским Комитетом всемирного наследия (председатель — Игорь Маковецкий), в частности, работу с Центром всемирного наследия. Вообще работа по реализации положений Конвенции в России носит «спонтанный» характер. С 2012 года активное участие в выполнении обязательств по сохранению объектов всемирного наследия взяло на себя Минкультуры России в лице Департамента - нет, не международного сотрудничества, а... контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия (директор - Владимир Цветнов). Прежде всего, Департамент повторно заказал перевод на русский язык основных международных документов, например Руководства по выполнению конвенции - видимо перевод Центра всемирного наследия и Российского Комитета всемирного наследия не устраивал чиновников Министерства. Затем, ужесточились требования к пользователям объектов всемирного наследия, и прежде всего - к религиозным организациям (Новодевичий монастырь, Соловецкий монастырь, Троице-Сергиева Лавра). И это несмотря на то, что специалистами Центра всемирного наследия и экспертами в области культурного наследия не раз отмечался высокий уровень управления и использования объектов религиозного назначения, включенных в Список всемирного наследия, расположенными в России в юрисдикции Русской Православной Церкви. Однако, Департамент упорно пытается внести свою «лепту» в сохранение памятников русского храмового зодчества. Несмотря на то, что эксперты мониторинговой группы Центра всемирного наследия считают площадь «буферной зоны» ансамблей Новодевичьего монастыря и Троице-Сергиевой Лавры адекватной и достаточной для сохранения архитектурно-экстетических качеств данных объектов всемирного культурного наследия, Департамент осваивает государственные средства по разработке новых зон охраны. Так, вместо утвержденной экспертами ЮНЕСКО охранной зоны Троице-Сергиевой Лавры площадью примерно 2,5 Га, Департамент уже третий год пытается утвердить свой проект, согласно которого суммарная площадь зон охраны «подросла» до более чем 200 Га (материалы обоих проектов имеются в распоряжении редакции). Правда утвердить «мертвую зону» на такой территории нелегко, муниципальные власти не готовы приносить плановое развитие городских территорий в жертву амбициям Владимира Цветнова, но его это не останавливает: уже третий год Департамент безбедно живет, осваивая бюджетные деньги, а когда они кончатся - можно будет согласовывать застройщикам разрешения на строительство. Ничего личного, просто бизнес! А выполнение поручения Президента России от 20.08.2012 года № Пр-2217 может и подождать, не до него сейчас... Рекомендации экспертов Центра всемирного наследия в 2006 году по снижению техногенной нагрузки на памятники Троице-Сергиевой Лавры выполнялись администрацией по специальному плану строительства паломнического центра и семинарского корпуса за пределами монастырской ограды и до 2012 года не встречали противодействия со стороны государственных органов и Центра всемирного наследия ЮНЕСКО. Вмешательство Департамента Минкультуры России в данный процесс чуть было не поставило крест на этих проектах. Политика Минкультуры России в лице Департамента по продвижению российских объектов к Список всемирного наследия также вызывает недоумение у международных специалистов. В предварительном списке объектов от Российской Федерации в настоящее время находится Храм Христа Спасителя, который вообще не является памятником истории и культуры. Нарастающая озабоченность со стороны специалистов международных организаций в возможности адекватной политики сохранения историко-культурного наследия и объектов всемирного наследия, расположенных на территории России, привели к тому, что Российская Федерация с 2013 года больше не входит в состав Комитета всемирного наследия и не имеет там права голоса. И ведь виновато в этом только страшное, страшное ЮНЕСКО, правда?



Вернуться назад