Александр Пушкин: поэт напоминал о высоком предназначении искусства
Фото: Eteri Okrochelidze / shutterstock.com
6 июня в России отмечается день рождения Александра Сергеевича Пушкина и день русского языка.
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит…
Имя Александра Сергеевича Пушкина обречено на бессмертие – оно будет жить по верному, можно сказать пророческому слову поэта вечно
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Пииты не переведутся даже в наш техногенный век. Именно они, наряду с пророками призваны быть теми людьми, которым свыше предназначено глаголом жечь сердца людей. Пушкину это удавалось еще при жизни, он и после смерти выполняет эту высокую миссию – в своих сочинениях напоминает человеке о его высоком предназначении.
Нам Пушкин преимущественно известен как лирик, но среди его произведений имеются стихи с христианскими мотивами. «Странник» является своего рода духовной автобиографией поэта, в которой он свою жизнь он описывает как «странствие в долине дикой» (совсем как у Данте – «утратив правый путь во тьме долины»). В молодости жизнь поэта бурлила и кипела, он не избежал юношеских соблазнов и увлечений модным атеизмом, все это нашло отражение в его ранней поэзии.
Но искание смыслов было неизбежным, в минуты безверия и томления духа поэт, вступивший в тридцатилетие, напишет знаменитые строки:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Мятущемуся Пушкину спокойно и трезво ответил его святой современник – Филарет, митрополит Московский, тоже в стихах, сохраняя размер и форму:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана…
Поэт прислушался к словам пастыря, со временем многие сомнения будут разрешены, и ему удастся найти нравственные и духовные ориентиры «в долине дикой». Поэт выйдет из депрессивного состояния неверия, и у него появятся такие шедевры духовной лирики как «Отцы пустынники…», в которых он приблизится к христианскому и святоотеческому пониманию особенностей духовной жизни человека.
Во время духовных исканий поэт создает свои бессмертные произведения, которые заставляют говорить о нем как о величине мирового масштаба. Такой величиной Пушкин стал не только в силу своей музы, очень много времени, особенно находясь в Михайловском, он уделял самообразованию.
Изучал древние – латынь, греческий и иврит, и новые языки – итальянский, английский, немецкий и арабский. Постигал философию и историю, глубину его философских взглядов отметил Ксенофонт Полевой: «Если бы записан был хоть один такой разговор Пушкина, похожий на рассуждение, перед ним показались бы бледны профессорские речи Вильмена и Гизо».
Природный гений и многогранные познания Пушкина позволили ему сыграть выдающуюся роль в создании и становлении современного русского языка. Художественная интуиция пушкинских произведений произвели лингвистический и духовный прорыв, значительно обогатив российскую словесность, что в свою очередь способствовало укреплению национального самосознания русского народа.
И в этом заключается высокая, провиденциальная миссия Александра Сергеевича Пушкина. Он прекрасно осознавал это, а потому оставил завет всей русской литературе: «Веленью Божию, о муза, будь послушна».
Вернуться назад