Сочи в 28-й раз приветствует «Кинотавр»
Главный фестиваль российского кино обозначит в этом году не только смену поколений, но и новый для нашей отрасли курс на независимость: две трети конкурса — это фильмы без государственной поддержки. Фрагмент постера 28 кинофестиваля «Кинотавр»
То, что «Кинотавр» молодеет — это нормально. Солидным режиссёрам одного Сочи становится мало: они ждут приглашений на крупнейшие международные фестивали, которые требуют только премьерного показа. Либо выбирают прокат — как, допустим, Валерий Тодоровский, которому оказалось важнее показать свой новый фильм в мае, а не ждать осени. Поэтому впервые сразу пятерым участникам главного национального конкурса страны — меньше тридцати лет и лишь пятерым — больше сорока. И дебютных картин — семь из четырнадцати, половина.
Впрочем, как раз количеством дебютов профессиональную публику уже не удивишь: фестиваль, трезво оценивая ситуацию в нашем кино, давно уже взял курс на новые имена — чему, например, очень способствует проводимый в его рамках конкурс короткометражек. «Фестиваль изначально поставил перед собой задачу растить кадры для нашей киноотрасли», — отмечает программный директор Ситора Алиева, представляя очередное доказательство: в конкурсе — первые большие картины Вадима Валиуллина и Кирилла Плетнёва, которые побеждали в «Коротком метре» в прошлом и позапрошлом годах.
Трейлер фильма «Жги!» Куда любопытнее выявленное «Кинотавром» направление на независимость. После того как государство в лице Владимира Мединского взяло курс на поддержку исключительно «благоугодного» кино (без «Рашки-говняшки», словами министра культуры), режиссёры и продюсеры оказались поставлены перед непростым выбором: либо снимать «то, что надо», либо искать иные пути финансирования, если уж так хочется снимать, «как хочу». Сегодня в конкурсе фестиваля — лишь пять картин, в создании которых так или иначе принимало участие государство: три из них использовали гранты Министерства культуры, ещё две — средства Фонда кино. Остальные — а это девять фильмов из четырнадцати (!) — сняты без государственной поддержки.
Та же Ситора Алиева подчёркивает: Можно сказать, что на наших глазах происходит неожиданное изменение отечественного индустриального пейзажа, который совсем недавно представлял собой просто относительно цивилизованную очередь к госбюджету. Именно это формировало и внутренний творческий самозаказ, и профессиональный конформизм, и прочие перверсии, неизбежные при такой жёсткой связке художника и государства. Но сегодня многие авторы готовы изменить сложившуюся практику создания фильма в нашей стране. Они придумывают идеи, которые способны заинтересовать сторонних инвесторов, которые убедительны и не требуют гигантских бюджетов. Это абсолютно новая ситуация, и в ней задействованы разные поколения режиссёров. Подобный отказ от денег государства доказывает, что в наше кино возвращается имманентное желание авторов быть свободными в своих сюжетах и трактовках — прошлого, настоящего и будущего.
Трейлер фильма «Блокбастер» Отмечает «тотальное омоложение российского кинопроцесса» и президент «Кинотавра» Александр Роднянский, обращая наше внимание на то, что дело тут не только в возрасте:
Новые русские режиссёры не только молодые. Они д р у г и е. Инфантильны. Почти напрочь лишены рефлексии. Они снимают фильмы, стремясь включить в экранное творение весь, пусть небогатый, но всё же собственный опыт. {…} Вырабатываются другие взгляды, иные правила. Что-то отмирает, что-то зарождается. Пробиваются ростки того нового, что станет определять кинематографическую жизнь не столь уж далёкого будущего. Приглядитесь к нашей программе этого года. Пристальнее всмотритесь! Неужели не видите? Вот же они, ростки-то!.. Итак, кто же в конкурсе? - многоуважаемый Борис Хлебников и его «Аритмия» с Александром Яценко и Ириной Горбачёвой в главных ролях, - неугомонный Юрий Грымов и его версия чеховской пьесы «Три сестры» с Людмилой Поляковой, Анной Каменковой и Ириной Мазуркевич, - бывший кинокритик Роман Волобуев со своим вторым фильмом под названием «Блокбастер», в котором сыграли Светлана Устинова, Аня Чиповская, Евгений Цыганов, Михаил Ефремов, Мария Шалаева и прочие интересные артисты (фильм выйдет в прокат на волне фестивального шума, уже через месяц), - Резо Гигинеишвили и уже представленные им в Берлине «Заложники», - Юсуп Разыков, которому только что исполнилось 60 лет (что делает его самым старшим в этом конкурсе), — с поставленным им фильмом «Турецкое седло», - Виталий Суслин с работой «Голова. Два уха», - Андрей Сильвестров и его экспериментальная «Прорубь».
Трейлер фильма «Теснота» И дебютанты: - премированный на Каннском фестивале ученик Александра Сокурова Кантемир Балагов и его «Теснота», - вышеупомянутый Кирилл Плетнёв и картина «Жги!» с Ингой Оболдиной и Викторией Исаковой, - известный по роли «Пушкина» Александр Молочников и его «Мифы о Москве» со сверхзвёздным составом, включающим и Фёдора Бондарчука, и Сергея Безрукова, и Ивана Урганта (и не только их), - Вадим Валиуллин и лента «Мёртвым повезло», - Ксения Зуева и «Близкие», - Алексей Рыбин и «Скоро всё кончится», - Иван Шахназаров и его «Рок», выросший в полный метр из получасовой короткометражки. И вновь — слово программному директору Ситоре Алиевой: «Кинотавр-2017» — это пазл из трагедий прошлого, драм настоящего, неакадемической интерпретации классической пьесы, едкой иронии, зловещего юмора… Картины конкурса корреспондируют между собой, ведут живой диалог, к которому могут присоединиться все участники и гости фестиваля. И в этих дискуссиях, возможно, раскроется иной, потаённый, не лежащий на поверхности, скрытый за ужимками и подмигиваниями разных жанров, другой, более глубокий комплекс смыслов.
Трейлер фильма «Рок» Судьи этого года — режиссёр Александр Велединский, актриса Юлия Пересильд, сценарист Александр Родионов, продюсер Игорь Мишин, оператор Игорь Гринякин, киновед из США Нэнси Конди. Председателем жюри «Кинотавра» стал Евгений Миронов — сам, кстати, получавший сочинскую награду всего лишь один раз: ровно 25 лет назад, за принёсшую ему всероссийскую славу «Любовь». Ещё одно «кстати»: как правило, возглавлять судейскую коллегию на «Кинотавр» зовут режиссёров, признанных и именитых; артисты в роли председателя — даже не редкость, а исключение (можно вспомнить разве что Олега Табакова в далёком 1994-м году). Тем интереснее будет ждать результатов.
Но первый приз определяется, согласно фестивальным традициям, в обход большого жюри: награду «За честь, достоинство и преданность кинематографу» оргкомитет «Кинотавра» присудил режиссёру Павлу Чухраю («Вор», «Водитель для Веры»), прошлой осенью отметившему своё 70-летие. Не менее почётно и то, что новая лента мастера — «Холодное танго» с Риналем Мухаметовым и Юлией Пересильд — стала в этом году Фильмом открытия (широкий прокат не заставит себя ждать и начнётся уже 22-го июня.
Трейлер к фильму «Холодное танго» Помимо этого в насыщенной сочинской программе — 28 участников конкурса «Кинотавр. Короткий метр» (судить который будет жюри во главе с режиссёром Сергеем Мокрицким), специальные показы новых работ Андрея Звягинцева («Нелюбовь») и Карена Шахназарова («Анна Каренина. История Вронского»), предназначенное для жителей и гостей города «Кино на площади», вобравшее в себя едва ли не все значимые хиты последнего времени — и «28 панфиловцев», и «Викинг», и «Ёлки 5», и «Время первых»… Закроется 28-й «Кинотавр» 14-го июня не только подведением итогов, но и продолжением фильма «Про любовь», победившего в Сочи два года назад. Только на сей раз Анна Меликян оставила за собой лишь продюсерские функции, передоверив режиссуру своим товарищам: Павлу Руминову и Резо Гигинеишвили, Наташе Меркуловой и Алексею Чупову, Евгению Шелякину и Нигине Сайфуллаевой. Получившийся комедийный альманах назвали «Про любовь. Только для взрослых».
Вернуться назад
То, что «Кинотавр» молодеет — это нормально. Солидным режиссёрам одного Сочи становится мало: они ждут приглашений на крупнейшие международные фестивали, которые требуют только премьерного показа. Либо выбирают прокат — как, допустим, Валерий Тодоровский, которому оказалось важнее показать свой новый фильм в мае, а не ждать осени. Поэтому впервые сразу пятерым участникам главного национального конкурса страны — меньше тридцати лет и лишь пятерым — больше сорока. И дебютных картин — семь из четырнадцати, половина.
Впрочем, как раз количеством дебютов профессиональную публику уже не удивишь: фестиваль, трезво оценивая ситуацию в нашем кино, давно уже взял курс на новые имена — чему, например, очень способствует проводимый в его рамках конкурс короткометражек. «Фестиваль изначально поставил перед собой задачу растить кадры для нашей киноотрасли», — отмечает программный директор Ситора Алиева, представляя очередное доказательство: в конкурсе — первые большие картины Вадима Валиуллина и Кирилла Плетнёва, которые побеждали в «Коротком метре» в прошлом и позапрошлом годах.
Трейлер фильма «Жги!» Куда любопытнее выявленное «Кинотавром» направление на независимость. После того как государство в лице Владимира Мединского взяло курс на поддержку исключительно «благоугодного» кино (без «Рашки-говняшки», словами министра культуры), режиссёры и продюсеры оказались поставлены перед непростым выбором: либо снимать «то, что надо», либо искать иные пути финансирования, если уж так хочется снимать, «как хочу». Сегодня в конкурсе фестиваля — лишь пять картин, в создании которых так или иначе принимало участие государство: три из них использовали гранты Министерства культуры, ещё две — средства Фонда кино. Остальные — а это девять фильмов из четырнадцати (!) — сняты без государственной поддержки.
Та же Ситора Алиева подчёркивает: Можно сказать, что на наших глазах происходит неожиданное изменение отечественного индустриального пейзажа, который совсем недавно представлял собой просто относительно цивилизованную очередь к госбюджету. Именно это формировало и внутренний творческий самозаказ, и профессиональный конформизм, и прочие перверсии, неизбежные при такой жёсткой связке художника и государства. Но сегодня многие авторы готовы изменить сложившуюся практику создания фильма в нашей стране. Они придумывают идеи, которые способны заинтересовать сторонних инвесторов, которые убедительны и не требуют гигантских бюджетов. Это абсолютно новая ситуация, и в ней задействованы разные поколения режиссёров. Подобный отказ от денег государства доказывает, что в наше кино возвращается имманентное желание авторов быть свободными в своих сюжетах и трактовках — прошлого, настоящего и будущего.
Трейлер фильма «Блокбастер» Отмечает «тотальное омоложение российского кинопроцесса» и президент «Кинотавра» Александр Роднянский, обращая наше внимание на то, что дело тут не только в возрасте:
Новые русские режиссёры не только молодые. Они д р у г и е. Инфантильны. Почти напрочь лишены рефлексии. Они снимают фильмы, стремясь включить в экранное творение весь, пусть небогатый, но всё же собственный опыт. {…} Вырабатываются другие взгляды, иные правила. Что-то отмирает, что-то зарождается. Пробиваются ростки того нового, что станет определять кинематографическую жизнь не столь уж далёкого будущего. Приглядитесь к нашей программе этого года. Пристальнее всмотритесь! Неужели не видите? Вот же они, ростки-то!.. Итак, кто же в конкурсе? - многоуважаемый Борис Хлебников и его «Аритмия» с Александром Яценко и Ириной Горбачёвой в главных ролях, - неугомонный Юрий Грымов и его версия чеховской пьесы «Три сестры» с Людмилой Поляковой, Анной Каменковой и Ириной Мазуркевич, - бывший кинокритик Роман Волобуев со своим вторым фильмом под названием «Блокбастер», в котором сыграли Светлана Устинова, Аня Чиповская, Евгений Цыганов, Михаил Ефремов, Мария Шалаева и прочие интересные артисты (фильм выйдет в прокат на волне фестивального шума, уже через месяц), - Резо Гигинеишвили и уже представленные им в Берлине «Заложники», - Юсуп Разыков, которому только что исполнилось 60 лет (что делает его самым старшим в этом конкурсе), — с поставленным им фильмом «Турецкое седло», - Виталий Суслин с работой «Голова. Два уха», - Андрей Сильвестров и его экспериментальная «Прорубь».
Трейлер фильма «Теснота» И дебютанты: - премированный на Каннском фестивале ученик Александра Сокурова Кантемир Балагов и его «Теснота», - вышеупомянутый Кирилл Плетнёв и картина «Жги!» с Ингой Оболдиной и Викторией Исаковой, - известный по роли «Пушкина» Александр Молочников и его «Мифы о Москве» со сверхзвёздным составом, включающим и Фёдора Бондарчука, и Сергея Безрукова, и Ивана Урганта (и не только их), - Вадим Валиуллин и лента «Мёртвым повезло», - Ксения Зуева и «Близкие», - Алексей Рыбин и «Скоро всё кончится», - Иван Шахназаров и его «Рок», выросший в полный метр из получасовой короткометражки. И вновь — слово программному директору Ситоре Алиевой: «Кинотавр-2017» — это пазл из трагедий прошлого, драм настоящего, неакадемической интерпретации классической пьесы, едкой иронии, зловещего юмора… Картины конкурса корреспондируют между собой, ведут живой диалог, к которому могут присоединиться все участники и гости фестиваля. И в этих дискуссиях, возможно, раскроется иной, потаённый, не лежащий на поверхности, скрытый за ужимками и подмигиваниями разных жанров, другой, более глубокий комплекс смыслов.
Трейлер фильма «Рок» Судьи этого года — режиссёр Александр Велединский, актриса Юлия Пересильд, сценарист Александр Родионов, продюсер Игорь Мишин, оператор Игорь Гринякин, киновед из США Нэнси Конди. Председателем жюри «Кинотавра» стал Евгений Миронов — сам, кстати, получавший сочинскую награду всего лишь один раз: ровно 25 лет назад, за принёсшую ему всероссийскую славу «Любовь». Ещё одно «кстати»: как правило, возглавлять судейскую коллегию на «Кинотавр» зовут режиссёров, признанных и именитых; артисты в роли председателя — даже не редкость, а исключение (можно вспомнить разве что Олега Табакова в далёком 1994-м году). Тем интереснее будет ждать результатов.
Но первый приз определяется, согласно фестивальным традициям, в обход большого жюри: награду «За честь, достоинство и преданность кинематографу» оргкомитет «Кинотавра» присудил режиссёру Павлу Чухраю («Вор», «Водитель для Веры»), прошлой осенью отметившему своё 70-летие. Не менее почётно и то, что новая лента мастера — «Холодное танго» с Риналем Мухаметовым и Юлией Пересильд — стала в этом году Фильмом открытия (широкий прокат не заставит себя ждать и начнётся уже 22-го июня.
Трейлер к фильму «Холодное танго» Помимо этого в насыщенной сочинской программе — 28 участников конкурса «Кинотавр. Короткий метр» (судить который будет жюри во главе с режиссёром Сергеем Мокрицким), специальные показы новых работ Андрея Звягинцева («Нелюбовь») и Карена Шахназарова («Анна Каренина. История Вронского»), предназначенное для жителей и гостей города «Кино на площади», вобравшее в себя едва ли не все значимые хиты последнего времени — и «28 панфиловцев», и «Викинг», и «Ёлки 5», и «Время первых»… Закроется 28-й «Кинотавр» 14-го июня не только подведением итогов, но и продолжением фильма «Про любовь», победившего в Сочи два года назад. Только на сей раз Анна Меликян оставила за собой лишь продюсерские функции, передоверив режиссуру своим товарищам: Павлу Руминову и Резо Гигинеишвили, Наташе Меркуловой и Алексею Чупову, Евгению Шелякину и Нигине Сайфуллаевой. Получившийся комедийный альманах назвали «Про любовь. Только для взрослых».
Вернуться назад