DataLife Engine > Политика / Экономика > Эксперт: Цена на нефть вернется к уровню в 110 долларов

Эксперт: Цена на нефть вернется к уровню в 110 долларов

Эксперт: Цена на нефть вернется к уровню в 110 долларов
В конце прошлого года баррель подешевел до 57 долларов и стремился еще ниже. Что будет в этом году? Этот вопрос "РГ" задала своему эксперту, начальнику управления по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра при правительстве РФ Александру Курдину. Нефть тревожит. Ее стоимость по-прежнему лежит в основе социально-экономических прогнозов, ведь нефтегазовые доходы формируют половину федерального бюджета. И влияют на платежный баланс а, следовательно, на курс рубля, на реальные доходы населения. По расчетам Минэкономразвития при сохранении нефтяных цен на уровне 60 долларов за баррель в течение 2015 года падение ВВП составит 3 процента. Еще совсем недавно этот сценарий описывался как стрессовый. Станет ли он базовым или даже оптимистичным, "РГ" и спросила у Александра Курдина. 60 долларов за баррель - это и есть новая равновесная цена, о которой давно говорят? Как долго нам с ней жить? Александр Курдин: Я не думаю, что 60 долларов за баррель - это равновесная цена. Этот уровень некомфортен как для производителей с высокими издержками - тех, кто добывает неконвенциональную нефть или разрабатывает шельф, так и для производителей с низкими издержками, но высокими социальными обязательствами, выполнение которых основано на нефти. В первую очередь, я имею в виду арабские страны. Скорее, стоит говорить о равновесном коридоре от 60 до 80 долларов за баррель. Но сейчас экономика не в лучшем положении, на нефтяном рынке много пессимистических настроений, поэтому эта нижняя граница в 60 долларов за баррель может держаться несколько месяцев. Каковы шансы, что в обозримой перспективе нефть снова будет стоить более 110 долларов, как еще совсем недавно? Александр Курдин: Такую цену при нынешних обстоятельствах не следует ожидать в течение ближайших двух-трех лет. Только по прошествии этого времени может сказаться сворачивание части инвестпроектов в области нефтедобычи из-за низких цен. Однако на этом рынке случаются быстрые перемены. Такой взлет возможен, если ОПЕК решит существенно ограничить квоты - очередная встреча нефтяного картеля назначена на начало июня, но экстренное решение возможно и раньше. Аналогичный эффект могут принести военные успехи Исламского государства, нестабильность в Ливии, возникновение других конфликтов. Нельзя исключать риска техногенных и природных катастроф. А что будет с ценами на российский газ? Александр Курдин: Экспортная цена на него следует за ценой корзины нефтепродуктов (которая, в свою очередь, прямо связана с ценой нефти) с лагом в 6-9 месяцев. Поэтому существенного снижения цен на экспортируемый газ следует ожидать во втором квартале 2015 года. Пропорция снижения должна быть примерно такой же, как в отношении нефти. Как новые цены повлияют на крупные инвестпроекты, ожидается ли в связи с этим снижение добычи в России? Александр Курдин: Да, снижение добычи произойдет, но не сразу. Поскольку операционные издержки добычи, как правило, довольно малы, то даже при низких ценах добычу не сокращают - много на этом не сэкономить. Экономят же на капитальных издержках, что может потом сказываться в течение нескольких лет. Но моментальной связи здесь нет. Что будет с ценами на бензин в следующем году? Не дает покоя, что в США, например, они падают. Александр Курдин: Не хотелось бы прогнозировать цену на бензин, поскольку в этом прогнозе будет слишком много "если". Цена на нефть в рублевом выражении в целом стабильна, налоговый маневр со снижением пошлин и ростом НДПИ должен привести к росту цен, но снижение акцизов должно его отчасти компенсировать. Но именно отчасти. К ограничению роста цен на бензин располагают политические вводные, снабженные инструментами ФАС, и объективное снижение спроса из-за рецессии в экономике. Сейчас сложно сказать, каким будет воздействие всего этого комплекса факторов. Могу лишь заметить, что не вижу фундаментальной причины для заметного снижения цен на бензин.



Вернуться назад