Кино: живой учительнице выдали свидетельство о её смерти
В конкурсе ММКФ — российский фильм «Карп отмороженный», в котором героиня великой Марины Неёловой принимается самолично организовывать собственные похороны. Кадр из фильма «Карп отмороженный»
«Карп отмороженный»
Россия, реж. Владимир Котт, в ролях: Марина Неёлова, Алиса Фрейндлих, Евгений Миронов, Наталья Суркова, Сергей Пускепалис, Александр Баширов.
Елена Михайловна Никифорова, учительница литературы на пенсии, узнаёт, что у неё опасная тахикардия, которая в любой момент может привести к плачевному исходу. Понимая, что вечно занятому сыну «некогда будет этим заниматься», женщина сама начинает заниматься собственными похоронами.
Тизер фильма «Карп отмороженный» Сюжет этого фильма — одновременно и смешной, и трагический, тут смотря как повернуть. С одной стороны — масса возможностей обыграть ситуацию в стилистике анекдота. С другой — понятно ведь, что многим в условной глубинке России хочется умереть несколько по иным, не по столь «приятным» причинам. Трактовать такую историю можно и так, и этак — легко представить, как в иных руках данная лента отдавала бы лютой «чернухой»: сердце бы замирало да волосы дыбом стояли. Но Владимир Котт на сей раз ловко избегает подобного прочтения — хотя предыдущие его работы (не столько «Муха» и «Громозека», сколько осовремененная версия горьковского «На дне») свидетельствуют скорее о том, что это режиссёр, которому близок пессимистический взгляд на устройство российского мира. И уходя от предположений, что в первую очередь умереть Елене Михайловне хотелось бы от такой жизни, он выстраивает свой новый фильм не как жестокую драму, а как вполне себе благостную комедию про чудаковатую пенсионерку, которая приходит в морг за справкой о смерти, а затем в загс — за соответствующим свидетельством. «Ну всё, нет вас для государства. Вы ноль», — говорит ей тамошняя чиновница, поддаваясь, наконец, уговорам, и это — единственная «острая» фраза за всю эту безрадостную, казалось бы, ленту.
Пресс-конференция по фильму «Карп отмороженный» в рамках 39-го Московского Международного кинофестиваля На прямой об этом вопрос Котт на пресс-конференции после показа прямо ответил: он выбрал «другой жанр».
У меня вообще вначале был соблазн сделать такую жёсткую историю — с гноем, с соплями, ну, чтобы старость пахла, вот эта старость, пролежни — можно было сделать. Но у меня барьер стоит. Ну, я добрый человек.
Отлично, хорошо. Разве плохо быть «добрым» режиссёром?.. Порой ведь вполне достаточно просто намекнуть на всю эту «деревянную Россию», где остались «одни алкоголики и одни старики», где не ведают про слово «хэштег», с утра стучатся в двери магазина «Пять углов» за опохмелом, а в морге стягивают с трупов колечки. Не обязательно «дожимать». Вот Котт (не путайте, кстати, его с братом Александром) этого и не сделал. Выведя на первый план «простую человеческую историю», выдав не «авторское», а зрительское кино. Так тоже ведь можно. Поменять вектор помогает линия с подаренным учительнице уловом — который, собственно, и дал фильму название: «Карп отмороженный». Не приготовив, а привыкнув к «моей домашней рыбе», Елена Михайловна ласкает своего неожиданного питомца, кормит его выкопанными с собственной могилки червячками, не разрешает резать, когда он проглатывает попавшие к нему в воду ключи от машины. Всё это добавляет смешного, позволяя зрителю словно бы отодвинуть от себя главную тему повествования, заставляя забыть, что героиня не просто может, а действительно хочет умереть — заранее нарезав с подругами поминальных салатов и упросив соседку накрыть её поплотнее подушкой.
Любопытная всё же эта картина: по интонации она об одном, а по сюжету… Даже и не знаешь, что тут подумать. Кадр из фильма «Карп отмороженный»
Проще поэтому сказать очевидное: «Карп отмороженный» — при всей своей кажущейся «забавности» — решительно закрывает будущие номинации за лучшие женские роли как на «Нику», так и на прочие наши кинематографические премии. Кому, как не Неёловой, давать приз за главную роль?!. Кому, как не Фрейндлих (в совокупности с «Большим» — сравните, как здесь она играет необразованную деревенщину!), давать приз за лучшую роль второго плана?.. Тут и гадать не надо. И не следует подозревать со стороны создателей ленты какого-либо «расчёта»: надо, надо, обязательно надо давать нашим великим артистам достойные их таланта роли! Пусть играют, пусть получают, пусть живут. Уже за одно это — спасибо.
Вернуться назад
«Карп отмороженный»
Россия, реж. Владимир Котт, в ролях: Марина Неёлова, Алиса Фрейндлих, Евгений Миронов, Наталья Суркова, Сергей Пускепалис, Александр Баширов.
Елена Михайловна Никифорова, учительница литературы на пенсии, узнаёт, что у неё опасная тахикардия, которая в любой момент может привести к плачевному исходу. Понимая, что вечно занятому сыну «некогда будет этим заниматься», женщина сама начинает заниматься собственными похоронами.
Тизер фильма «Карп отмороженный» Сюжет этого фильма — одновременно и смешной, и трагический, тут смотря как повернуть. С одной стороны — масса возможностей обыграть ситуацию в стилистике анекдота. С другой — понятно ведь, что многим в условной глубинке России хочется умереть несколько по иным, не по столь «приятным» причинам. Трактовать такую историю можно и так, и этак — легко представить, как в иных руках данная лента отдавала бы лютой «чернухой»: сердце бы замирало да волосы дыбом стояли. Но Владимир Котт на сей раз ловко избегает подобного прочтения — хотя предыдущие его работы (не столько «Муха» и «Громозека», сколько осовремененная версия горьковского «На дне») свидетельствуют скорее о том, что это режиссёр, которому близок пессимистический взгляд на устройство российского мира. И уходя от предположений, что в первую очередь умереть Елене Михайловне хотелось бы от такой жизни, он выстраивает свой новый фильм не как жестокую драму, а как вполне себе благостную комедию про чудаковатую пенсионерку, которая приходит в морг за справкой о смерти, а затем в загс — за соответствующим свидетельством. «Ну всё, нет вас для государства. Вы ноль», — говорит ей тамошняя чиновница, поддаваясь, наконец, уговорам, и это — единственная «острая» фраза за всю эту безрадостную, казалось бы, ленту.
Пресс-конференция по фильму «Карп отмороженный» в рамках 39-го Московского Международного кинофестиваля На прямой об этом вопрос Котт на пресс-конференции после показа прямо ответил: он выбрал «другой жанр».
У меня вообще вначале был соблазн сделать такую жёсткую историю — с гноем, с соплями, ну, чтобы старость пахла, вот эта старость, пролежни — можно было сделать. Но у меня барьер стоит. Ну, я добрый человек.
Отлично, хорошо. Разве плохо быть «добрым» режиссёром?.. Порой ведь вполне достаточно просто намекнуть на всю эту «деревянную Россию», где остались «одни алкоголики и одни старики», где не ведают про слово «хэштег», с утра стучатся в двери магазина «Пять углов» за опохмелом, а в морге стягивают с трупов колечки. Не обязательно «дожимать». Вот Котт (не путайте, кстати, его с братом Александром) этого и не сделал. Выведя на первый план «простую человеческую историю», выдав не «авторское», а зрительское кино. Так тоже ведь можно. Поменять вектор помогает линия с подаренным учительнице уловом — который, собственно, и дал фильму название: «Карп отмороженный». Не приготовив, а привыкнув к «моей домашней рыбе», Елена Михайловна ласкает своего неожиданного питомца, кормит его выкопанными с собственной могилки червячками, не разрешает резать, когда он проглатывает попавшие к нему в воду ключи от машины. Всё это добавляет смешного, позволяя зрителю словно бы отодвинуть от себя главную тему повествования, заставляя забыть, что героиня не просто может, а действительно хочет умереть — заранее нарезав с подругами поминальных салатов и упросив соседку накрыть её поплотнее подушкой.
Любопытная всё же эта картина: по интонации она об одном, а по сюжету… Даже и не знаешь, что тут подумать. Кадр из фильма «Карп отмороженный»
Проще поэтому сказать очевидное: «Карп отмороженный» — при всей своей кажущейся «забавности» — решительно закрывает будущие номинации за лучшие женские роли как на «Нику», так и на прочие наши кинематографические премии. Кому, как не Неёловой, давать приз за главную роль?!. Кому, как не Фрейндлих (в совокупности с «Большим» — сравните, как здесь она играет необразованную деревенщину!), давать приз за лучшую роль второго плана?.. Тут и гадать не надо. И не следует подозревать со стороны создателей ленты какого-либо «расчёта»: надо, надо, обязательно надо давать нашим великим артистам достойные их таланта роли! Пусть играют, пусть получают, пусть живут. Уже за одно это — спасибо.
Вернуться назад