DataLife Engine > Политика > Тренды выборов-2017: омолаживающие процедуры и пассивная оппозиция

Тренды выборов-2017: омолаживающие процедуры и пассивная оппозиция

Тренды выборов-2017: омолаживающие процедуры и пассивная оппозиция
Экспертный институт социальных исследований представил доклад о конкуренции на губернаторских выборах, выделив главные особенности текущей избирательной кампании.
Ведомый политологом Глебом Кузнецовым Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ) опубликовал доклад, посвященный конкуренции на губернаторских выборах. Авторы доклада проанализировали избирательную кампанию, выделив главные ее тренды. По сравнению с предыдущими избирательными циклами текущая кампания демонстрирует другие подходы к кадровым решениям. «Назначения новых врио глав субъектов демонстрируют курс на кардинальное обновление регионального госуправления (в плане лиц и технологий), повышение его эффективности и запуск системы ротации кадров», — отмечают исследователи ЭИСИ. В 11 из 16 регионов, где в сентябре пройдут губернаторские выборы, предложены новые руководители: обновление составляет порядка 70%. Средний возраст врио — 44 года: этот показатель в последние годы колебался около отметки 53 года. Впрочем, очевидный тренд на омоложение губернаторского корпуса является отличительной, но не главной приметой обновления, считают авторы доклада: «Новые врио глав субъектов, в абсолютном большинстве случаев, являются носителями современных управленческих подходов и практик, демонстрируют владение эффективными методами управления, способность видеть и решать проблемы по-новому». В этом избирательном цикле конкуренцию за президентское доверие выигрывают мужчины, владеющие современными подходами в управлении, имеющие опыт реализации успешных проектов отраслевого или регионального развития, а также, желательно, опыт борьбы с коррупцией. Очередной отличительной чертой избирательного цикла-2017 является падение заинтересованности оппозиции в электоральном процессе. «Если в 2015 году оппозиционные партии активно работали на губернаторских выборах, рассматривая их как плацдарм для успешной кампании по выборам депутатов Государственной Думы, то теперь такой задачи нет», — констатируют в ЭИСИ. Оппозиционные партии и кандидаты, не имеющие в этом году высоких, социологически оцененных шансов на выход во второй тур, мало заинтересованы тратить значительные ресурсы на кампании. Также оппозиционные партии не смогли договориться о едином кандидате ни в одном из регионов. Третьим отличительным пунктом грядущих губернаторских выборов является изменение стратегии формирования предвыборных коалиций. Согласно докладу, на фоне падения интереса к активному участию в публичной части кампании повышается значение успешного предвыборного торга региональных элит: врио глав субъектов стремятся заручиться поддержкой ключевых игроков региона — политиков, предпринимателей и мэров городов, видных местных общественников, которые могли бы выступить на конкурирующих позициях. Врио глав субъектов смогли привлечь на свою сторону основных конкурентов, которые в противном случае составили бы реальную оппозицию, за счет предложения значимых постов в своей команде, а также более активного использования позиции сенатора от региона. Остались прежними лишь базовые «правила игры», которые остаются неизменными уже пять лет, продолжают анализ избирательной кампании по выборам глав субъектов эксперты ЭИСИ: Соблюдение законодательства — легальность выборов — одно из условий их легитимности. По действующим законодательным нормам в различных регионах в разные годы проходили совершенно не схожие между собой избирательные кампании, острота борьбы в которых определялась, прежде всего, не институциональными условиями, а заинтересованностью политических игроков в конкретном регионе и в конкретной политической ситуации. Никуда не делся и «муниципальный фильтр», напоминают исследователи: этот механизм поддержки муниципальных депутатов на выборах главы региона, по их мнению, не в полной мере решает поставленные перед ним задачи. Кандидаты от оппозиции не столько выстраивают работу с муниципалитетами, сколько ведут торг с действующими главами за подписи, либо работают на развитие политической повестки в преддверии выборов следующего избирательного цикла. Основная часть доклада посвящена классификации этапов современной политической борьбы. Эксперты ЭИСИ сформулировали четыре таких этапа: конкуренция за доверие президента, торг с элитами и формирование предвыборных коалиций, конкуренция за муниципальных депутатов — и конкуренция за избирателей. Эксперт по интернет-коммуникациям и социальным сетям, политтехнолог Анна Федорова охарактеризовала доклад ЭИСИ как «качественный политологический продукт»: «Есть модель, есть политологическая оптика, есть постановка значимых проблем для всей политической системы». «Системные» политические партии снижают издержки на ведение кампаний, в переговоры о выдвижении единого кандидата не вступают. Очевидно, это ослабляет их базовую функцию и связь с избирателями. Я бы сказала, что в перспективе это их хоронит. В итоге федеральному центру приходится играть «и за себя, и за того парня». Стимулировать обновление исполнительной власти, предлагая молодых эффективных технократов. Делиться с оппозиционными кандидатами подписями мундепов. Предлагать новые идеологемы и линии конкуренции. «Так или иначе, доклад внятный, структурированный, читать его приятно и полезно», — констатировала Федорова. Подобного мнения придерживается и политолог Дмитрий Орлов, автор аналитических докладов Агентства политических и экономических коммуникаций: Достойный продукт ЭИСИ. Рад, что коллеги действуют в близкой мне логике: проводить содержательный анализ применения процедур и развития ситуации, пытаться определить реальный уровень конкуренции в каждом регионе, а не предпосылать анализу приговор («реальной конкуренции нет»). Доклад доступен для ознакомления в телеграм-канале ЭИСИ — там же эксперты Института ведут регулярный анализ политической повестки дня.



Вернуться назад