Нефтяные доходы России предлагают выдать на руки
Почему наше правительство игнорирует опыт Аляски и ОАЭ
Депутаты от КПРФ внесли в Госдуму законопроект о распределении между россиянами части доходов госбюджета от продажи нефти. 20 сентября документ был зарегистрирован в базе данных нижней палаты парламента и направлен председателю ГД Вячеславу Володину.
Депутаты предлагают за первый финансовый год после принятия закона распределить 20% нефтяных доходов. За каждый последующий год предлагается распределять на 2% больше. Коммунисты считают, что правительство обязано установить порядок получения доли физическим лицом.
Право на получение такого дохода КПРФ предлагает предоставить следующим категориям граждан:
— лицам, которые в текущем финансовом году проработали не менее 9 месяцев, либо состояли на учете в службе занятости и не получали в это время пособие по безработице;
— пенсионерам, трудовой стаж которых не менее пяти лет.
По расчетам авторов законопроекта, в 2018 году, в случае одобрения документа, один человек сможет получить около 10 тысяч рублей.
Правительство РФ оперативно дало отрицательное заключение на проект. Кабмин отметил, что нефтяные средства расходуются сейчас на обеспечение функций государства, охрану прав и свобод гражданина.
Все так, но зарубежный опыт показывает: там, где возможно, население действительно получает часть доходов от разработки недр на руки.
Так, среднестатистический житель Аляски (США) получает по $ 1000 в месяц только за то, что на территории штата добывают золото. Кроме того, на Аляске с 1970 года действует Сберегательный фонд для поддержки будущих поколений. Он формируется за счет 25% всех существующих источников доходов бюджета, так или иначе связанных с налогообложением добычи минеральных ископаемых. Фонд вкладывает эти деньги в прибыльные ценные бумаги, а затем часть дохода распределяет среди жителей. Один раз в год право на выплату получают те, кто прожил этот год на территории Аляски, не сидел в тюрьме и не совершил правонарушений. Размер выплаты колеблется в рамках $ 1000–2000.
Практика раздачи доходов от нефти существует, кроме того, в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), Кувейте и Саудовской Аравии. Новорожденному в ОАЭ детство обеспечивается суммой в $ 150 тысяч отчислений от продажи нефти. В Кувейте новорожденному государство открывает банковский счет в размере $ 3 тысяч, и предоставляет кувейтским гражданам беспроцентный кредит на сумму $ 220 тысяч для строительства жилья.
В России картина другая. Согласно закону «О недрах», «недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью».
Почему наше государство не спешит поделиться доходами от этой собственности с гражданами?
— Сегодня в России правом на пользование природной рентой обладают отдельные олигархи, и это ни в какие ворота не лезет, — отмечает один из авторов законопроекта, член президиума ЦК КПРФ, депутат Госдумы РФ Валерий Рашкин. — Это несправедливо, ненормально, неправильно. Причем, львиную долю из этих денег олигархи еще и вывозят за границу, чем прямо вредят российской экономике.
Есть еще момент. Экономика РФ продолжает стагнировать — несмотря на оптимистичные заверения премьера Дмитрия Медведева, что кризис позади. Кризис, я считаю, понемногу углубляется, и конца ему не видно — по крайней мере, при действующем правительстве.
Чтобы в такой ситуации поддержать экономику, дать толчок ее развитию, необходимо увеличить покупательную способность граждан РФ. Коммунисты, замечу, не первыми об этом говорят — об эффективности такого подхода свидетельствует обширная зарубежная практика.
Чтобы покупательную способность увеличить, людям нужно что-то дать. Учитывая, что по справедливости природные ресурсы в России должны принадлежать не единицам, а всем гражданам, мы и предложили механизм бюджетного перераспределения части природной ренты.
Получив на руки эти деньги, граждане пойдут в магазины покупать товары, предприятия получат оборотные средства, а экономика вздохнет свободнее.
«СП»: — Но в этом случае бюджет недополучит доходов, и финансирование госпрограмм окажется под угрозой. Разве нет?
— Чтобы этого не случилось, мы внесли еще два законопроекта, которые, в случае их принятия, гарантированно покроют дефицит доходов. Мы предлагает, во-первых, национализировать производство ликеро-водочных и табачных изделий, во-вторых — ввести прогрессивную шкалу налогообложения. По расчетам наших экономистов, эти меры принесут в бюджет дополнительно минимум 4 трлн. рублей. Этого с лихвой хватит, чтобы компенсировать уменьшение поступлений от природной ренты.
В комплексе, я считаю, эти меры позволят сдвинуть ситуацию в экономике России с мертвой точки, и подтолкнут ее к выходу из кризиса.
— Идея с распределением доходов от природной ренты глубоко популистская, — считает доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевский. — В России нефтяные доходы напрямую поступают в федеральный бюджет в виде налогов с нефтегазовых компаний, различных сборов, таможенных пошлин. В дальнейшем эти средства перераспределяются по всем получателям — вне зависимости от того, принимают они участие в добыче природных ископаемых или нет.
Эти деньги идут на поддержание обороноспособности, в правоохранительную систему, на развитие образования и здравоохранения, социальные программы. В конце концов, эти деньги расходуются на выплаты пенсий через субсидии и трансферты федерального бюджета Пенсионному фонду.
Это значит, что все сверхдоходы от экспорта сырья, которые Россия получила за последние 15 лет, давно перераспределены (и перераспределяются в текущий момент) между всеми жителями страны.
«СП»: — Чем плоха другая система распределения — та, которую предлагают коммунисты?
— Нефтегазовые доходы составляют, в среднем, треть от всех доходов федерального бюджета. То, что предлагают коммунисты, приведет к урезанию бюджетных доходов, и сразу поставит под угрозу выполнение необходимых стране программ, нужность которых признана обществом в целом.
С другой стороны, такие меры, я считаю, подталкивают население страны к следованию модели потребительского поведения. А это опасно. Сегодня, допустим, гражданин получает доход от нефтегазовой ренты в 10 тысяч рублей. А через год-другой, в связи с изменением конъюнктуры и внешних обстоятельств — например, с ужесточением санкций, — эта сумма сократится до 5 тысяч.
И вот уже в обществе инициируется недовольство — и государством, и его политикой. А это очень быстро приведет даже не к нестабильности — к массовым волнениям, и к необходимости корректировать принцип перераспределения нефтегазовых доходов в сторону прежнего порядка. То есть порядка, который существует сейчас.
Вернуться назад