Донбасс: застывшая реальность войны
За прошедшие две недели военного противостояния на Донбассе обе стороны конфликта продолжили уже привычную практику позиционной войны с локальными обострениями ситуации в наиболее напряжённых горячих точках. Поочерёдно наиболее очевидные направления возможных ударов проверяются сторонами в ходе скоротечных одно-двухдневных боёв, после чего линия фронта снова стабилизируется с незначительными территориальными потерями, обычно за счёт позиций, занимавшихся перед началом операции ВСУ. Так, например, вслед за масштабным обострением в пригороде Донецка, Марьинке, которое произошло 3 июня 2015 года, второе, менее значительное боестолкновение воспоследовало 25 июня, с уже меньшими потерями сторон и с меньшей ожесточённостью боестолкновений. Такая практика постепенного «продавливания» позиций ВСУ, которая взята на вооружение армией Новороссии, позволяет решать тактические задачи. Например, в ходе такой же, весьма длительной и изматывающей операции был взят международный аэропорт Донецка. Однако уже даже вопрос решения оперативных задач такого рода операциями очень затруднительно сдвинуть от «точки замерзания», в которой позиции ДНР и ЛНР оказываются гораздо более уязвимыми, нежели позиции оставшейся части Украины, которая контролирует более 80% территории страны и более 80% населения. В такой ситуации даже локальные тактические успехи ВСН не могут переломить пока ситуацию в глобальном плане: киевский режим по-прежнему контролирует «блокадный периметр» и локальные поражения ВСУ никак не нарушают целостность данного периметра. При этом ведение «правильной», позиционной войны со стороны ВСН по факту превращается лишь в постоянное расширение зоны практически сплошных разрушений вокруг Донецка и Горловки — и в постепенное «перемалывание» наиболее боеспособных частей ВСН во встречных боях с неясным и незначительным результатом. В экономическом плане ситуация в ДНР и ЛНР по-прежнему имеет тенденцию к постепенному ухудшению: к вопросам снабжения газом, электроэнергией и водой, к плохо решённым задачам пенсионного и социального обеспечения за последние две недели добавились и вопросы нарастающего топливного кризиса республик. Поскольку со стороны Киева присутствует почти что полная блокада ЛНР и ДНР, любые негативные изменения в режиме пропуска грузов через границу республик с Россией имеют практически прямой эффект на состояние республик. Так, дополнительные меры со стороны России, предпринятые с целью остановки контрабандного ввоза топлива с российской территории на территорию ЛНР и ДНР, при полной невозможности организовать это на сколь-либо «законных» основаниях в силу непризнанного статуса республик, привели в итоге лишь к недостаче топлива на заправках ДНР и, в меньшей степени, ЛНР. Бензин и дизельное топливо, которые были дефицитны в малых городах и сёлах республик, стали поступать с перебоями и в крупные города — Луганск, Донецк, Горловку. Со стороны Украины тоже нарастают кризисные процессы. Несмотря на масштабную финансовую помощь стран Запада и даже России, киевский режим по-прежнему неспособен обеспечить экономическое выживание страны. Несмотря на то, что июньские выплаты по российскому кредиту еврооблигациями всё же были произведены, уже вопрос исполнения страной своих обязательств в июле является достаточно дискуссионным. Лето — обычный период значительного спада деловой активности и бюджет, который с трудом сводился и в более благоприятный период зимы-весны 2015 года, может просто не выдержать постепенно повышающейся долговой нагрузки страны. Какой из сценариев развития событий выберет киевский режим в случае своего неизбежного дефолта, пока вопрос открытый — для нас важнее скорее то, что дефолт или его купирование или игнорирование, безусловно, в любом случае спровоцирует масштабный кризис киевского режима. Однако совершенно контрпродуктивно привязывать дефолт Киева по своим обязательствам к окончанию войны на Донбассе — как ни странно, но именно война и её резкое обострение в момент фактического дефолта страны может стать тем самым «спасительным кругом», за который может схватиться Киев в надежде удержать под контролем политическую и социальную ситуацию. При этом вилка решений для Киева достаточно очевидна — киевский режим буквально до последнего будет вести политику, направленную на поддержание постоянно ухудшающегося, но всё-таки дающего надежду на крах противника, текущего «статус кво». «Ужасному концу» всегда будет предшествовать «ужас без конца», который и будет определяться трусостью киевского правительства и невозможностью сделать неизбежный выбор, под гнётом, казалось бы, непреодолимых обстоятельств. Определённая логика в этом, конечно же, есть — так как более быстрое ухудшение ситуации в донбасских республиках может и спасти Киев, даже в случае его собственного краха, так как развяжет руки киевскому режиму для осуществления провокаций, в том числе и военного характера уже по отношению к Крыму и Приднестровью. Неизбежным побочным эффектом такого трусливого, но прагматичного выбора Киева является и последовательная сдача киевского суверенитета Украины в пользу поддерживающего режим Запада. По факту, например, принятие последних законодательных актов «О внесении изменений в закон Украины и «О порядке допуска и условиях пребывания подразделений вооруженных сил других государств на территории Украины» является ничем иным, нежели формой скрытой сдачи в пользу НАТО, США и Евросоюза государственного суверенитета Украины. Закон позволяет создать на Украине «условия для развертывания международной операции» вооруженного контингента НАТО и стран Евросоюза. При этом иностранные военные могут быть допущены на Украину для «предоставления Украине по ее просьбе помощи в виде проведения на ее территории международной операции по поддержанию мира и безопасности на основании решения ООН или Евросоюза». Надо сказать, что такая формулировка является юридическим нонсенсом — Евросоюз, согласно его собственному уставу, не вправе выносить решения о проведении военных операций без санкции Совбеза ООН. Однако украинские депутаты отмечали в пояснении к закону, что допуск иностранного контингента в страну непременно обеспечит «скорейшую нормализацию обстановки, восстановление правопорядка и жизнедеятельности, конституционных прав и свобод граждан» в Донецкой и Луганской областях. При этом одновременно с этим Украина запретила участие в миротворческих операциях контингентам стран, которые «развязывают против Украины вооруженную агрессию» что тут же исключает даже гипотетическое использование для миротворческой операции гораздо более реальное участие российских миротворцев. С другой стороны, принятие такого рода законов открывает «окно возможного» для их дальнейшего уточнения в пользу, например, размещения на территории Украины постоянного контингента стран НАТО или же расположения постоянной базы северо-атлантического альянса, которые в этом случае, например, могут обеспечить воздушную поддержку группировки ВСУ на Донбассе при блокировке возможных контрмер российской стороны. Такая «блокадная», по сути, стратегия играет против России постоянно — уже видно, что угроза эскалации действует на российское руководство и на его решительность в поддержке ЛНР и ДНР более действенно, нежели сама эскалация. Продолжается со стороны Украины и интенсивная подготовка к неизбежной, но оттягиваемой пока войне. Так называемая «шестая волна» мобилизации, которая позволяет поддерживать в украинском обществе военную истерию и, с другой стороны, реально даёт в руки киевского режима мощный, но недолговременный и непрочный инструмент в виде 250-тысячной армии, должна полностью пройти за июнь-июль 2015 года, с поступлением призывников в ряды действующей армии на Донбассе, после необходимой подготовки в учебных частях, в конце августа-начале сентября 2015 года. Это «осеннее окно», с хорошей погодой, максимальной военной готовностью украинской армии и с наиболее связанной позицией России и ухудшившейся социально-экономической ситуацией на Донбассе, и будет наиболее вероятно использовано Киевом для планового обострения ситуации на Донбассе и попытки «маленькой победоносной войны». Какова будет способность к тому времени, уже по прошествии практически полутора лет, отстоять родные города у жителей и армии ДНР и ЛНР — вопрос пока что открытый. За спиной Киева, как уже было сказано, 80% территории и 80% населения, вся мощь политической и экономической машины Запада. За спиной у ДНР и ЛНР — лишь Россия, по-прежнему избегающая эскалации украинского конфликта и ищущая варианты продлить «минские соглашения». Однако, в категориях Киева и Запада, «минский мир» может означать лишь капитуляцию Донбасса и России. Другие варианты переговорщиков не устроят — их собственный карточный домик уже сотрясают волны социально-экономического кризиса украинского проекта, который неизбежно толкает Киев на путь военного решения внутреннего гражданского конфликта.
Вернуться назад
Вернуться назад