Почему госкомпании не могут отказать себе в люксовых авто
Зачем частные и государственные фирмы покупают сверхдорогие авто, понятно: не на трамвае же ездить первым лицам. Но насколько законно такое расходование денег? © Оксана Викторова/Коллаж/Ridus
«Общероссийский народный фронт» (ОНФ) составил «Индекс расточительности», в котором проанализированы закупки в 2017 году дорогих автомобилей госкомпаниями и структурами, занимающимися господрядами. Составители рейтинга искали машины через сайт госзакупок.
Возглавил «Индекс расточительности» Mercedes-Benz S-560 за 11,2 млн рублей, который заказала страховая компания «ВТБ Страхование». Два представительских Mercedes-Benz S-500 стоимостью 8,4 млн и 7,7 млн рублей приобрели «Самарская сетевая компания» и «Башспирт».
«Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» из Красноярского края, связанная с «Россетями» и Росимуществом, заказала Mercedes-Benz V-Class 250 D за 6,4 млн рублей. Другая компания, «Транснефть — Балтика», закупала Lexus LX 570 за 6,3 млн рублей.
СЕО купил автомобиль
Если частная компания закупает какие угодно дорогие автомобили, то это может выглядеть как расточительство, но формально придраться здесь не к чему, говорит главный редактор «Международного антикоррупционного портала» Ольга Дружинина. «Бывают в самом деле ситуации, когда компании нужен именно этот автомобиль и никакой другой. Может быть, он нужен для первого лица компании, когда марка авто — важный элемент имиджа фирмы. Может быть, это компания из отдаленного северного региона, где мощный внедорожник — не роскошь, а необходимость», — сказала она «Ридусу». В любом случае если компания — не государственная, то это ее полное право, потратить ли деньги на покупку автомобиля, на выплаты дивидендов или на что угодно еще. Хотя, конечно, порой со стороны это может выглядеть «некрасиво», соглашается Дружинина. «Не так редки случаи, когда на оформленной на компанию дорогущей машине родственники главы фирмы ездят по своим личным делам. Но, еще раз повторяю, с точки зрения закона здесь ничего не нарушено», — говорит она. В ОНФ, однако, убеждены, что такие компании, как и государственные, обязаны отчитываться о своих закупках публично.
Цирк, да и только
Другое дело, если закупка осуществляется государственной компанией, — тогда вопросы действительно могут возникнуть, продолжает эксперт. «Поскольку госкомпания тратит бюджетные деньги, то резонно задавать вопросы: почему ей потребовался именно такой автомобиль, нельзя ли было купить что-то подешевле? Но главное, что всегда настораживает борцов с коррупцией: был ли проведен аукцион честно, или же заказчик и поставщик заключили секретную договоренность еще до начала торгов?» — объясняет Дружинина. Последнее очень сложно доказать, но опытные антикоррупционеры такие сделки вычисляют «шестым чувством». Это когда условия аукциона оформляются таким образом, что соответствовать им может только один поставщик — удивительным образом часто оказывается, что это зять, сват, кум или какой-либо протеже заказчика. «Про прямые откаты в таких случаях говорить нельзя — во всяком случае, я с таким не сталкивалась. А вот когда те же авто покупаются по заведомо завышенной цене у аффилированных поставщиков — такая схема встречается часто. Разумеется, объявляющая тендер сторона всегда найдет массу уважительных причин, по которым закупка в другой компании невозможна: это могут объяснить экстренной ситуацией, производственной необходимостью и кучей прочих причин», — вскрывает коррупционные схемы Дружинина. Например, производственной необходимостью для «Башспирта» оказался салон автомобиля с функцией ароматизации, ионизации и фильтрации воздуха и часами, дизайн которых разрабатывался для Maybach. А автомобиль за 3 млн рублей позарез понадобился Санкт-Петербургскому государственному цирку. Когда информация о подобных тендерах с заранее предрешенным победителем проникает в СМИ, заказчики, как правило, отзывают свои заявки. Так, 6 октября ВТБ снял заявку на покупку за 11,2 млн рублей автомобиля Mercedes-Benz S-560.
Вернуться назад
«Общероссийский народный фронт» (ОНФ) составил «Индекс расточительности», в котором проанализированы закупки в 2017 году дорогих автомобилей госкомпаниями и структурами, занимающимися господрядами. Составители рейтинга искали машины через сайт госзакупок.
Возглавил «Индекс расточительности» Mercedes-Benz S-560 за 11,2 млн рублей, который заказала страховая компания «ВТБ Страхование». Два представительских Mercedes-Benz S-500 стоимостью 8,4 млн и 7,7 млн рублей приобрели «Самарская сетевая компания» и «Башспирт».
«Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» из Красноярского края, связанная с «Россетями» и Росимуществом, заказала Mercedes-Benz V-Class 250 D за 6,4 млн рублей. Другая компания, «Транснефть — Балтика», закупала Lexus LX 570 за 6,3 млн рублей.
СЕО купил автомобиль
Если частная компания закупает какие угодно дорогие автомобили, то это может выглядеть как расточительство, но формально придраться здесь не к чему, говорит главный редактор «Международного антикоррупционного портала» Ольга Дружинина. «Бывают в самом деле ситуации, когда компании нужен именно этот автомобиль и никакой другой. Может быть, он нужен для первого лица компании, когда марка авто — важный элемент имиджа фирмы. Может быть, это компания из отдаленного северного региона, где мощный внедорожник — не роскошь, а необходимость», — сказала она «Ридусу». В любом случае если компания — не государственная, то это ее полное право, потратить ли деньги на покупку автомобиля, на выплаты дивидендов или на что угодно еще. Хотя, конечно, порой со стороны это может выглядеть «некрасиво», соглашается Дружинина. «Не так редки случаи, когда на оформленной на компанию дорогущей машине родственники главы фирмы ездят по своим личным делам. Но, еще раз повторяю, с точки зрения закона здесь ничего не нарушено», — говорит она. В ОНФ, однако, убеждены, что такие компании, как и государственные, обязаны отчитываться о своих закупках публично.
Цирк, да и только
Другое дело, если закупка осуществляется государственной компанией, — тогда вопросы действительно могут возникнуть, продолжает эксперт. «Поскольку госкомпания тратит бюджетные деньги, то резонно задавать вопросы: почему ей потребовался именно такой автомобиль, нельзя ли было купить что-то подешевле? Но главное, что всегда настораживает борцов с коррупцией: был ли проведен аукцион честно, или же заказчик и поставщик заключили секретную договоренность еще до начала торгов?» — объясняет Дружинина. Последнее очень сложно доказать, но опытные антикоррупционеры такие сделки вычисляют «шестым чувством». Это когда условия аукциона оформляются таким образом, что соответствовать им может только один поставщик — удивительным образом часто оказывается, что это зять, сват, кум или какой-либо протеже заказчика. «Про прямые откаты в таких случаях говорить нельзя — во всяком случае, я с таким не сталкивалась. А вот когда те же авто покупаются по заведомо завышенной цене у аффилированных поставщиков — такая схема встречается часто. Разумеется, объявляющая тендер сторона всегда найдет массу уважительных причин, по которым закупка в другой компании невозможна: это могут объяснить экстренной ситуацией, производственной необходимостью и кучей прочих причин», — вскрывает коррупционные схемы Дружинина. Например, производственной необходимостью для «Башспирта» оказался салон автомобиля с функцией ароматизации, ионизации и фильтрации воздуха и часами, дизайн которых разрабатывался для Maybach. А автомобиль за 3 млн рублей позарез понадобился Санкт-Петербургскому государственному цирку. Когда информация о подобных тендерах с заранее предрешенным победителем проникает в СМИ, заказчики, как правило, отзывают свои заявки. Так, 6 октября ВТБ снял заявку на покупку за 11,2 млн рублей автомобиля Mercedes-Benz S-560.
Вернуться назад